Латвия: опыт реформ дорожной полиции
После того как Латвия получила свою независимость в 1990 году, примерно 2 года ушло на переформатирование советских организаций бывшего Министерства внутренних дел в структуры, которые поддержали бы обновленную страну – говорит латвийский автомобильный журналист Илмарс Ликумс.
За последние 20 лет в полиции было произведено достаточно изменений, которые предназначались для улучшения работоспособности и прозрачности, но ничего действительно радикального – полиция не освобождалась от обычных обязательств и не была наделена сверхполномочиями. Несмотря на ограниченные ресурсы, система постепенно становилась современной полицией, хотя и была обязана пройти через разные проблемы: начиная от низких зарплат (результатом чего была коррупция) и до неудовлетворительного образования.
Как реформировать ГАИ в Украине – мнение Владимира Караваева
Но с точки зрения опытного водителя, 2 вещи имели самое большое влияние – система штрафных баллов, представленная в 2004 году (с целью предотвратить повторные нарушения правил дорожного движения) и решение 2004 года запретить оплату штрафов на месте, если водитель был пойман за нарушением закона (превышение скорости, игнорирование дорожных знаков).
Третий фактор, который, кажется, произвел определенный эффект: если был замечен за вождением в нетрезвом состоянии – попадешь в тюрьму и получишь свою машину обратно, когда штраф будет оплачен.
Все усилия принесли весомые улучшения. Например, в 2004 году у нас было 48912 ДТП, в 2012 – 34668. В 2004 году 516 человек погибли в дорожных авариях (что представило Латвию одной из самых небезопасных стран Европы), в 2012 – 177 человек. Если посмотреть на количество людей, убитых в дорожных происшествиях (на миллион человек), наш показатель в 2012 году был 87 человек, в сравнении со средним числом 55 в ЕС (31 в Швеции, 93 в Польше).
Нужно также сказать, что говоря о безопасности на дорогах, огромную роль во всех улучшениях сыграло Управление Безопасности Дорожного Движения – организация, которая дала возможность действительно обслуживать своих клиентов – водителей.
Еще один важный момент: хотя никто не может сказать, что транспортная полиция не коррумпирована, но это не представляет большой угрозы для безопасности движения и общества в целом.