X

Двухколесные проблемы

По данным ГАИ, весенне-летний период сопровождается ростом ДТП с участием двухколесной техники. Чтобы разобраться в причинах подобных аварий, мы отправились в совместный рейд с житомирской Госавтоинспекцией в рамках операции «Мотоциклист».

По данным ГАИ, весенне-летний период сопровождается ростом ДТП с участием двухколесной техники. Чтобы разобраться в причинах подобных аварий, мы отправились в совместный рейд с житомирской Госавтоинспекцией в рамках операции «Мотоциклист».

По данным ГАИ, весенне-летний период сопровождается ростом ДТП с участием двухколесной техники. Чтобы разобраться в причинах подобных аварий, мы отправились в совместный рейд с житомирской Госавтоинспекцией в рамках операции «Мотоциклист».

В небольших городах проблема с двухколесной техникой особенно остро ощущается: мотоциклы, мопеды/скутеры и велосипеды – здесь очень распространенный вид транспорта. Причем пользуются им не только взрослые, но и дети. Большинство водителей двухколесной техники, по утверждению работников ГАИ, не знают правил дорожного движения и, соответственно, создают всевозможные аварийные ситуации. Многие управляют ТС без защитных мотошлемов и нередко – в нетрезвом состоянии. Как правило, водители относятся к двухколесной технике очень легкомысленно и безответственно – не регистрируют ее в ГАИ, ездят без документов на право управления и само транспортное средство, не выполняют требования ПДД.

Всего с начала года только Житомирским управлением Госавтоинспекции зарегистрировано 16 ДТП с участием мототехники, 8 из них произошло по причине нарушения мотоциклистами ПДД, 18 человек получили тяжкие телесные повреждения.

50 «кубиков»

В последние годы появилась новая проблема, связанная с появлением на наших дорогах скутеров. Это двухколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя до 50 см куб., которое относится к разряду мопедов. Согласно ПДД, для управления таким видом ТС водительское удостоверение не требуется. Не нужен также и техпаспорт – скутеры и мопеды не подлежат регистрации в Госавтоинспекции. Лицам, управляющим ими, необходимо иметь при себе только документ, подтверждающий право пользования. Вместе с тем зарубежные производители выпускают более мощную технику (с объемом двигателя больше 50 см куб.), которая внешне очень похожа на менее мощных собратьев.

И некоторые водители пользуются этим сходством для того, чтобы не регистрировать такие ТС и ездить на них без соответствующих водительских документов. Хотя работники ГАИ уже начали разбираться в подобной мототехнике и могут определить, какой именно объем двигателя у того или иного скутера.

По данным Департамента ГАИ МВД Украины, за 4 месяца текущего года на наших дорогах зарегистрировано 904 ДТП с участием двухколесной техники, в которых 75 человек погибли и 829 получили телесные повреждения.

Правила для скутеров и мопедов

Хотим напомнить, что согласно п. 2.14 «а» ПДД управлять мопедом/скутером имеют право только лица, достигшие 16 лет. Они обязаны выполнять требования ПДД, касающиеся водителей и пешеходов (п. 6.8). За их нарушение ст. 127 ч. 2 КоАП Украины предусматривает ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1,7 до 8,5 грн. Если водитель скутера, нарушивший правила дорожной «грамоты», находился в состоянии алкогольного опьянения (ст. 127 ч. 3 КоАП), то на него имеют право наложить штраф в размере от 34 до 68 грн. Когда нарушение привело к созданию аварийной обстановки или ДТП (ст. 127 ч. 4 КоАП), штрафные санкции составят уже 85–170 грн. Решение о мере взыскания по первым двум статьям принимает инспектор, по последней – начальник ГАИ района.

Обрате внимание: ездить на скутерах по тротуарам запрещено (п. 6.7 «д»). Они могут двигаться только по велосипедным дорожкам, обозначенным знаком 4.12, а при их отсутствии – по крайней правой полосе проезжей части, причем как можно ближе к обочине/бровке и только в один ряд. В действительности же скутеры можно увидеть движущимися даже в крайнем левом ряду!

Осуществлять поворот налево или разворот разрешается только на дорогах, имеющих не более одной полосы для движения в каждом направлении и без трамвайной колеи посередине. На всех остальных водители скутеров обязаны переводить свои ТС по пешеходному переходу в направлении, необходимом для дальнейшего движения.

Правила для мотоциклов

Если объем двигателя двухколесного ТС превышает 50 см куб., то человек, ездящий на нем, обязан не только строго выполнять все требования ПДД, но и быть «полноценным» водителем – иметь права, разрешающие управлять ТС категории «А» и талон предупреждений. Водитель и пассажир обязаны быть в застегнутых мотошлемах, которые, кстати, из соображений безопасности желательно надевать и при движении на мопедах и скутерах. Не лишне будет использовать и защитную одежду. Мотоцикл должен быть зарегистрирован в органах Госавтоинспекции, иметь техпаспорт и номерные знаки, а также каждые два года проходить техосмотр.

Долго ждать не пришлось

В ходе нашего рейда мы посетили штрафплощадку житомирского УГАИ, куда автоинспекторы как раз доставили скутер. Как удалось выяснить, это транспортное средство не было зарегистрировано, а его водитель не имел при себе документов. По словам нарушителя, он думал, что этот скутер не нужно регистрировать в ГАИ, хотя знал, что объем его двигателя около 200 см куб.

Вообще же, только за два часа нашего совместного рейда работники ГАИ выявили около десяти нарушений, совершенных местными мотоциклистами! Все они оправдывались, что забыли документы дома, не знали, что нужно иметь «права» и техпаспорт, ехать в мотошлеме и т. п., а один из них даже управлял мотоциклом в нетрезвом состоянии.

 Комментарий эксперта 

Ростислав Андрущук
Заместитель начальника УГАИ МВД Украины в Житомирской области, начальник дорожно-патрульной службы, подполковник милиции

С 12 по 19 мая в ходе операции «Мотоциклист» житомирской ГАИ было выявлено 67 водителей двухколесных ТС, которые находились за рулем в нетрезвом состоянии, 53 человека задержано за управление ТС без номеров и регистрационных документов. Вся задержанная мототехника доставлена на штрафплощадку. Нарушения водителей этой категории транспорта мы выявляем не только в ходе подобных целевых операций, но и в нашей повседневной работе. Отмечу, она усложняется еще и тем, что многие мотоциклисты игнорируют требование сотрудников ГАИ об остановке. Как правило, работники ГАИ не догоняют мотоциклистов, которые едут без шлемов, поскольку водитель может упасть и получить серьезные травмы. Считаем, что важные факторы, которые могут повлиять на сложившуюся ситуацию, это повышение штрафов за подобные нарушения водителей мотоциклов и скутеров, а также обеспечение неотвратимости наказания.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото автора