Автобус выезжает на трассу

В минувшем году исполнилось ровно сто лет первому российскому автомобилю. Преимущества нового вида транспорта были настолько очевидны, что инженеры тут же занялись поиском для него новых сфер применения. Понятное дело, что наиболее логичным было заставить автотранспорт перевозить большие группы пассажиров. Так автобус пришел на смену конке.

В минувшем году исполнилось ровно сто лет первому российскому автомобилю. Преимущества нового вида транспорта были настолько очевидны, что инженеры тут же занялись поиском для него новых сфер применения. Понятное дело, что наиболее логичным было заставить автотранспорт перевозить большие группы пассажиров. Так автобус пришел на смену конке.

В минувшем году исполнилось ровно сто лет первому российскому автомобилю. Преимущества нового вида транспорта были настолько очевидны, что инженеры тут же занялись поиском для него новых сфер применения. Понятное дело, что наиболее логичным было заставить автотранспорт перевозить большие группы пассажиров. Так автобус пришел на смену конке.

На создание первых опытных образцов нового вида общественного транспорта царской России потребовалось 6 лет. И пускай автобус Фрезе (кстати, одного из соавторов первого автомобиля) был выпущен лишь в одном экземпляре. Пускай мощность его двигателя была лишь 8 л.с. и при скорости 15 км/час он мог взять «на борт» лишь 10 человек. Но это было лучше чем ничего. Над этим сырьем уже можно было работать. Больше всего в этой работе преуспел дореволюционный автогигант «Руссо-Балт», создав в 1913 году автобус, который вмещал 12 человек и мог передвигаться со скоростью более 20 км/час. Он и стал первым серийным автобусом.

Много с тех пор утекло воды. За это время автобус, как вид общественного транспорта, стал для всех нас неотъемлемым атрибутом повседневной жизни. И если на городских улицах ему еще оказывает какую-то конкуренцию общественный электротранспорт, то на загородных дорогах он – монополист.

Но есть и оборотная сторона медали. Многие из нас почему-то забывают, что если просто автомобиль является источником повышенной опасности, то машина, в салоне которой подчас находится более ста человек, опасна вдвойне, втройне…

История умалчивает, когда и как случилась первая «автобусная» авария.

В 1996 году на автодорогах нашего государства зарегистрировано 356 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов. В этих авариях 80 человек погибли и 526 получили тяжкие увечья.

Причин этих дорожных трагедий несколько и выделить какую-то основную довольно сложно.

Впрочем, в любом деле лучше всего ориентируется специалист. А потому прокомментировать ситуацию с аварийностью на общественном автотранспорте мы попросили заместителя начальника УГАИ МВД Украины полковника милиции Анатолия Гаврилова.

– Действительно, автомобильные аварии по вине водителей рейсовых и маршрутных автобусов, в последнее время вызывают особое беспокойство ГАИ. Ведь ни для кого не секрет, что общественный транспорт является зоной повышенной опасности, как никакая иная категория транспортных средств.

Судите сами, если в среднем по Украине на каждую сотню ДТП в минувшем году приходилось 126 потерпевших, то для автобусов общего пользования этот показатель превышает 170 человек. Разница существенная.

Особенно трагичны столкновения автобусов с грузовиками. Здесь проявляется характерная проблема наших автодорог. Если водители легковых автомобилей при приближении автобуса, в силу «разных весовых категорий», невольно сбрасывают скорость, то к водителям грузовиков это ни в коей мере не относится. Они на своих мощных огромных машинах считают себя «королями дорог». И хорошо еще, что технические возможности большинства грузовиков, которые колесят дорогами Украины, не позволяют развивать значительные скорости. Однако даже при этом в большинстве ДТП, приведших к человеческим жертвам, второй стороной выступали именно грузовики. Впрочем, и нарушений водителями автобусов правил дорожного движения, приведших к авариям немало. Выезды на полосу встречного движения, и как следствие – столкновения, находятся лишь на третьем месте. Пальма первенства принадлежит превышению скорости движения.

Нетрудно догадаться, что это напрямую вытекает из недостаточно высокой транспортной культуры водителей автобусов, которые нередко забывают о тех, кто сидит у них за спиной в салоне. Водители нередко идут по пути наименьшего сопротивления, стремясь за счет более быстрого преодоления маршрута сэкономить время на отдых. Но подобная практика, мягко говоря, близорука. Ведь на большей скорости, при совершении большего количества рискованных маневров водителю чаще приходится работать на пределе сил. Вытекающая отсюда быстрая усталость, притупление бдительности нередко приводят к ДТП.

Вот, к примеру, во время проводимой недавно Госавтоинспекцией Украины целевой операции «Автобус» нашими сотрудниками было выявлено 211 фактов прибытия автобусов на автовокзалы с опережением графиков. О чем это говорит? Их водители на маршруте сознательно превышали скорость, а жизни 6 тысяч пассажиров (в среднем по 30 на автобус) подвергались реальной опасности.

А вот вообще ужасающая цифра. Из более 10 тысяч автобусов, проверенных на автовокзалах, каждый девятый оказался технически неисправным.

Всего же из 53 тысяч проверенных автобусов различного рода технические неполадки выявлено у 10 тысяч. При этом должностные лица многих автопредприятий продолжают выпускать такие машины на линию, аргументируя это необходимостью работать в условиях отсутствия средств на ремонт.

Комментарии, как говорится, излишни.

Сергей Кикотъ