X

7000 смертей на дорогах. Кто виноват?

Автопроизводители во всем мире стремятся создать как можно более безопасные машины. Почему же их усилия не всегда приводят к желаемому результату?

Автопроизводители во всем мире стремятся создать как можно более безопасные машины. Почему же их усилия не всегда приводят к желаемому результату?

Автопроизводители во всем мире стремятся создать как можно более безопасные машины. Почему же их усилия не всегда приводят к желаемому результату?

Сравнивая конструкции автомобилей полувековой давности и современные, хочется снять шляпу перед талантом инженеров. Они разработали массу различных систем и устройств, позволяющих снизить вероятность аварии, а также риск гибели или увечий, если ДТП все же произошло. Так почему же каждый год гибнет такое количество народу (за прошлый год в Украине – 7229 человек)? Можно ответить, что на наших дорогах стало больше машин. Но нет, господа! Просто мы с вами не стали умнее. Именно наша самоуверенность, беспардонность, а иногда и откровенная наглость приводят к тому, что люди в полном расцвете сил становятся калеками или отправляются в мир иной. Скажете, это эмоции? Тогда поговорим о конкретных вещах.

Привычные нарушения

Многие ли из нас соблюдают установленный скоростной режим? Да почти никто! Мы склонны обвинять ГАИ в неправильно выбранных лимитах, установке знаков, ограничивающих скорость, чтобы затем сидеть в засаде с радаром. Да, случается и такое. Но, к чести ГАИ, например, на всем маршруте Киев – Полтава, не удалось заметить практически ни одного (!) знака, ограничивающего скорость, или «Обгон запрещен», которые были бы установлены не к месту. Даже есть участок, где разрешенная максимальная скорость увеличена до 110 км/час.

Несмотря на это, вашего покорного слугу, движущегося со скоростью 100–110 км/час, обгоняли десятки автомобилей. Много раз обгоны совершались в местах ограниченной видимости. Несколько раз приходилось резко тормозить, уходя от идущего в лоб очередного гонщика.

Немногим лучше и движение за городом со скоростью 50–60 км/час. Если бы такой тихоход хотя бы принял правее, уступая дорогу! За два дня такое произошло лишь однажды. Остальные чинно ехали ближе к осевой и искренне считали, что никому не мешают. Вероятно, они не знали, что Правилами запрещено создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.

Надежда на автомобиль

Приходилось слышать такую фразу: «Да у меня машина получила 5 звезд!» Видимо, счастливый хозяин прочел очередной отчет о краш-тестах. Но до конца не дочитал и поэтому не знает, что скорость автомобиля в краш-тестах в момент столкновения с неподвижным препятствием составляет всего-навсего 64 км/час. И даже в этом случае манекены, имитирующие водителя и пассажиров, получают повреждения разной степени тяжести. А если удар происходит при скорости 120 км/час? Откройте учебник физики. Энергия движущегося тела пропорциональна его массе и квадрату скорости! Другими словами, скорость выросла в два раза, энергия – в четыре. Аналогичный результат дает лобовое столкновение с тяжелым грузовиком.

Некоторые надеются на ABS, ESP и другие устройства. Но и они не в состоянии отменить законы физики. Как с ABS, так и без нее, тормозной путь автомобиля пропорционален квадрату скорости, и ничего с этим поделать нельзя. Если поворот можно пройти лишь на скорости 70 км/час, ни одна система не позволит сделать это быстрее, чем теоретически возможно. Электронные помощники способны только в определенных пределах исправить ошибки водителя, совершить что-либо сверхъестественное они не могут.

Уменьшить травмы помогают подушки безопасности. Но не зря в инструкции каждого автомобиля с аэрбегами написано: «Водитель и пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности». Посчитайте как-нибудь, сколько водителей и пассажиров встречных автомобилей пристегиваются ремнями. Хорошо, если их будет хотя бы 10%. В некоторых автомобилях противный зуммер напоминает, что ремни не пристегнуты. Как, вы думаете, поступают наши сограждане? Нет, они не застегивают ремень, а затягивают его за спинкой сиденья.

Начнем с себя

Если хотим ездить безопасно, давайте начнем с себя. Не будем пытаться экономить минуты в дороге, не будем считать, что с нами ничего не может случиться. Не будем относиться к запретам с логикой ребенка (нельзя, но если очень хочется, то можно).

Давайте, в конце концов, поверим конструкторам. Если работа подушки безопасности рассчитана на то, что водитель и все пассажиры пристегнуты, – пристегнемся. А сказки о том, что ремни мешают управлять автомобилем, оставим для тех, кто ни разу не сидел за рулем. Если они не мешают пилотам Формулы-1, то уж нам с вами – тем более.

Очень хочется пощекотать нервы – займемся автогонками, но на закрытом треке. Как минимум картинговые трассы есть во многих городах.

Можно, конечно, надеяться на судьбу. Но лучше не приближать последние дни своими неразумными и зачастую ничем не оправданными действиями.

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка, Сергея Кузьмича и BMW