Этот краш-тест наглядно показал, что будет с пассажирами автобуса ЛАЗ при его опрокидывании
Что и говорить, одним из самых важных критериев пассивной безопасности автомобиля является защита водителя и пассажиров в случае ДТП. Для этого проводятся многочисленные краш-тесты машин с манекенами. И если для легковых автомобилей это, прежде всего, лобовые и боковые столкновения, то для автобусов – это опрокидывание, ведь именно при перевороте пассажиры подвергаются наибольшей опасности в результате деформации крыши.
Мало кто знает, что самый первый краш-тест автобуса в «союзе» был проведен с автобусом ЛАЗ и прошел он недалеко от Львова. В сети появились уникальные кадры с испытаний.
Для первого краш-теста автобуса выбрали модель ЛАЗ-695Е, которая была выпущена в 1966 году и уже успела накатать свыше 100 тыс. км. Методику испытаний разработали специалисты Автополигона НАМИ под Дмитровом и КБ «Всесоюзного института автобусостроения» из Львова.
Автобус было решено скинуть со склона крутизной 33 градуса и длиной 30 м, имитируя тем сам опрокидывание в кювет. Для этого подогнали колесный вилочный погрузчик, кстати тоже львовского производства, подняли машину и… Перед этим, что важно, завели двигатеть, поставили на передачу, чтобы вращались задние колеса, и включили фары. И уже после этого ЛАЗ ушел в сальто.
Испытания получились довольно жесткими – автобус проделал до полной остановки три с лишним оборотов. Находящиеся внутри автобуса измерительное оборудование (осцилографф и датчики) показало, что после первого полного оборота кузов достойной выдержал удар, сохранив необходимое жизненное пространство. При этом крепления сидений не сорвало, аварийные люки в крыши открылись нормально, а в системе питания двигателя не зафиксировано утечки и возгорания.
Однако пассажиры в результате такого переворота получили бы серьезные травмы – манекены повыбивали собой окна, частично вывалившись из салона, и даже деформировали люки в крыше. Первый краш-тест автобуса ЛАЗ-695Е указал на последующее доработку некоторых элементов конструкции – замка водительской двери, аварийных люков и крепления спинок и подушек пассажирских кресел.
Вскоре подобным образом на дмитровском автополигоне стали проверять все новые модели автобусов производства ЛАЗ и других предприятий. Правда, условия краш-теста смягчили, длину склона уменьшили, чтобы автобус при опрокидывании делал всего один полный оборот.