Почему в Украине до сих пор не работает автофиксация нарушений ПДД
В связи с существенным ухудшением безопасности на дорогах Украины и целым рядом резонансных ДТП, произошедших в течении последней недели многие чиновники, руководство МВД и Нацполиции, общественные активисты, специализирующиеся в этой сфере, в очередной раз дружно заговорили о необходимости скорейшего внедрения в действие системы автофиксации нарушений ПДД.
Вместе с тем, как бы все не желали этого, система заработает еще не скоро. В чем причины задержки и когда она наконец сможет заработать рассказал руководитель Главного сервисного центра (ГСЦ) МВД Владислав Криклий.
По его утверждению виноваты многие – и тот, кто в свое время оспаривал решение о составленных на них нарушений. И тот, кто постоянно злоупотреблял возможностью нарушать, и бывшие работники милиции, которые собственноручно корректировали нарушения, тем самым искажая принцип неотвратимости наказания. Результатом стала долговременная пауза (выжидания) запуска системы автоматической фиксации нарушений ПДД.
«К сожалению, законодательная база была и остается устаревшей. Старая система была скомпрометирована, что делает невозможным ее обновления. Именно поэтому была начата работа над изменением законодательной базы и разработкой необходимых технических требований к применению приборов автофиксации нарушений ПДД», – подчеркнул Владислав Криклий.
На сегодняшний день для внедрения этой системы в Украине МВД еще необходимо пройти 3 важных этапа.
1 Этап – законодательный. Два законопроекта уже ждут сентября и завершения каникул депутатов. Один из законопроектов касается внесений изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно изменения системы начисления штрафных баллов за нарушения ПДД. Если сказать проще – приведение в соответствие с европейскими практик вопрос начисления баллов за нарушение. Без этого законопроекта автофиксация может работать, но есть высокий риск перепродажи штрафных баллов и манипулирования ответственностью нарушителей, чего нельзя допускать.
Второй законопроект – «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно поступления и направления административных штрафов за нарушение законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Предложенное распределение с админштрафов позволит владельцам дорог (города, Укравтодор, УЗ) содержать и обслуживать комплексы фотофиксации нарушений ПДД. Ранее было принято решение идти через децентрализацию и предоставить возможность участвовать в сотрудничестве городам.
2 Этап – финансы. Дорожный фонд уже принят. Однако остается вопрос фактического финансирования и проведения процедур закупок распорядителем бюджетных средств по программе. Распорядителем определено Мининфраструктуры (Укринфрапроект). Все закупки будут проводить они и только после передавать в фактических эксплуатантов (МВД, Нацполиция, Укравтодор, МОН, МЗ, ГСЧС, другие).
3 Этап – техническая реализация. Среди важных реализованных мероприятий – разработан проект национального стандарта ДСТУ проведения контрольных приборов за соблюдением правил дорожного движения. Наконец появляются четкие технические и эксплуатационные требования к техническим средствам фиксации в автоматическом режиме нарушений ПДД. Напомним, что ранее подобного стандарта не существовало.
Также уже на финальных стадиях согласования проект Постановления Правительства с изменениями в технический регламент законодательно регулируемых средств измерительной техники, утвержденный Постановлением Кабмина №94. И это очень важный документ, который дает основания фиксировать не только нарушения скорости, но и проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестка выезд на встречную полосу, движение полосой для общественного транспорта, и прочее. Без этого постановления все это перечень нарушений будет легко оспорить в суде.
Если все будет идти по плану и поручению Премьер-министра и Министра МВД – автофиксация нарушений ПДД должна быть развернута уже до конца года.
Хотя как бы основательно не выглядели этапы внедрения в Украине системы фотофиксации нарушений ПДД, по утверждению Владислава Криклия, она, скорее всего, заработает уже к концу года. «Но будет ли она работать эффективно или не очень, в значительной степени зависит от того, как быстро депутаты придут в себя от летних каникул», – подчеркнул руководитель Главного сервисного центра МВД.