Есть ли что-то общее между Киевом и итальянской Генуей? Оказывается, да.
Текущая неделя августа 2018 года отлично продемонстрировала, что между украинским Киевом и итальянской Генуей много общего. И там и там проходят сильнейшие ливни, и там и там мосты находятся в аварийном состоянии.
Просто пока в Киеве непогода вызывает лишь затопление подземных переходов, срывание брусчатки, плавающие автомобили, сломанные деревья и сорванные крыши, а в Генуе – 39 жизней, погребенных под обломками рухнувшего моста.
Упавший мост в Генуе
200-метровый пролет моста Моранди в Генуе обрушился во вторник, 14 августа 2018 года во время сильной грозы и интенсивных осадков. В результате обрушения, автомобили, проезжающие по мосту, падали почти со 100-метровой высоты, из-за чего около 30 автомобилей оказались погребены под железобетонными обломками.
Реальные масштабы катастрофы пока никто не оценил. Власти Италии только сообщают, что в результате аварии погибло по меньшей мере 39 человек, среди которых есть и дети.
Разработанный инженером Риккардо Моранди мост был построен между 1963 и 1967 годами, и, начиная с 70-х годов постоянно был объектом непрекращающихся технических доработок.
Как выяснилось, 1182-метровый виадук, железобетонные опоры которого возвышались над землей почти на 100 м высоты, с самого начала был построен с нарушением множества технологий. За более, чем 50 лет его существования на техобслуживание моста было потрачено больше денег, чем, если бы его снесли и возвели новый.
Его стяжки по моде 60-х годов прошлого столетия сделали из железобетона. Тогда считалось, что у этого материала почти неограниченный срок службы. Позже выяснилось, что это мнение ошибочно, и бетон в таких конструкциях от постоянных колебаний начинает трескаться и деградировать. Микротрещины в бетоне заполняются воздухом, который, достигая внутренней металлоконструкции, окисляет ее.
Помимо этого, при строительстве не была учтена усадка бетона, которая проявилась в виде искривления полотна моста.
Поэтому, конструкция моста Моранди на протяжении всей своей жизни постоянно требовала дорогостоящих ремонтов.
К 2009 году итальянские инженеры стали бить тревогу: они называли мост Моранди устаревшим и опасным. При этом, за последние 30 лет объем перевозок через него увеличился в 4 раза. Такой объем трафика с ежедневными пробками в часы пик вызвал «интенсивную деградацию структуры, подвергаемой значительным нагрузкам».
Как сообщают итальянские СМИ, за последние 5 лет в стране обрушились десять мостов. И причиной этому стало сокращение расходов на поддержание транспортной инфраструктуры.
Состояние мостов в Украине
Вероятно, вы уже догадываетесь, в чем схожесть Украины с Италией.
Только за последний месяц в Киеве произошло два погодных катаклизма – ливни огромной интенсивности. Сегодняшняя ночь с ужасающей грозой продемонстрировала, что с прошлого ливня в городе ничего не изменилось.
Ливневые стоки не очищены, никакая из служб, похоже, не сделала выводов из предыдущей ситуации. Чиновники по-прежнему говорят «в Багдаде все спокойно», ссылаясь на забившуюся в стоки листву и грязь. А соцсети изобилуют множеством ужасающих фотографий, на которых запечатлены разрушения – затопленные подземные переходы, поврежденные здания и автомобили. Но задумываемся ли мы, что каждый такой ливень может стать причиной обрушения и наших мостов?
В апреле месяце этого года мэр Киева Виталий Кличко говорил, что в ходе проверки столичными властями было выявлено предаварийное состояние 70-ти киевских мостов и путепроводов. А уже вчера, 15 августа, советник главы “Укравтодора” Александр Кава в эфире “112 Украина” заявил чуть ли не диаметрально противоположное – что киевские мосты «находятся в удовлетворительном и в хорошем состоянии, за некоторым исключением». Как говорится, выбирай любое мнение.
Впрочем, если мы можем позволить себе выбирать, во что верить, то экспертам в этом плане сложнее – они не верят, а знают. И, по их мнению, к сегодняшнему дню в Украине большинство мостов находится в аварийном состоянии по той же причине, что и в Италии – из-за плохого финансирования транспортной инфраструктуры.
За выделяемые на это деньги в Украине действительно проверки мостов проводят каждые 5 лет. Но делают это на глаз, без расчетов и глубокого анализа. Осмотры обычно поверхностные, а ремонты – косметические, с латанием дорожных дыр, нанесением разметки, окраской перил и отбойников.
В частности, в Киеве все знают о техническом состоянии Шулявского путепровода. Ни для кого не секрет, что мост Патона тоже «устал» – по 5-ти балльной шкале он набрал четверку по степени изношенности. Два месяца назад один из авторов проекта моста Метро Георгий Росновский заявлял, что метромост, построенный в 1965 году, «может рухнуть в любой момент». У путепровода по улице Телиги 25 июля 2018 года произошел обвал грунта. Эта авария выявила существенные недостатки конструкции моста. Остальные мосты и путепроводы не в лучшем состоянии, ведь большинство из них не видело нормального ремонта по 40-50 лет.
Хочется верить, что наши власти не станут ждать, когда очередной ливень «смоет» на головы украинских граждан какой-нибудь мост. И вовремя поймут – не нужно становится похожими на Италию в плане аварий.