В августе 1971 года в Советском Союзе был продан первый ВАЗ-2101. Это стало началом новой автомобильной эпохи.
В августе 1971 года в Советском Союзе был продан первый ВАЗ-2101. Это стало началом новой автомобильной эпохи.
| | В августе 1971 года в Советском Союзе был продан первый ВАЗ-2101. Это стало началом новой автомобильной эпохи. |
Как и все новое, в начале 70-х «Жигули» воспринимались советскими людьми с большой долей скептицизма. Но уже через несколько лет объемы производства автомобилей в Тольятти достигли сотен тысяч – их начали приобретать охотно и в больших количествах. Именно ВАЗы породили ажиотажный спрос и очереди на покупку машин, бум гаражных кооперативов, автомобильный туризм, автосервис и многое другое. «Копейка» и ее последователи из Тольятти стали одним из символов благосостояния советского человека. Не зря же в одном из опросов россияне назвали ВАЗ-2101 «автомобилем столетия»!
Появление машины новой автомобильной эпохи вызвало и совсем неожиданные последствия, в числе которых существенное повышение аварийности. Госавтоинспекция не смогла остаться в стороне от данной проблемы, о чем свидетельствует, например, памятка владельцу автомобиля «Жигули», изданная в 1975 году Черкасским управлением ГАИ.
Эпоха «Жигулей» в СССР, а потом и в странах СНГ, продолжалась до конца 20-го столетия. Судите сами: еще в 2002 году 5,5-миллионный автопарк Украины примерно на 35% состоял из «Жигулей». Но, похоже, их время уходит. «Жигули» подготовили почву для новой эры автомобилизации нашей страны – эпохи иномарок. Сегодня рейтинг наиболее продаваемых новых легковушек возглавляют Daewoo, а импорт подержанных несколько лет почти целиком составляют автомобили из дальнего зарубежья. И хотя многие из них уже выпускаются в Украине, машины, разработанные в Европе, Америке, Японии или Корее, определили новые стандарты управляемости и комфорта. Наверное, авторы «памятки», пересевшие с «Москвичей» и «Волг» на новенькие «Жигули», испытывали примерно те же чувства, которые сегодня испытывают те, кто пересел с тех же ВАЗов на новую иномарку. Эпоха «Жигулей» уходит, но время высоких скоростей, похоже, только начинается. Указанные в «памятке» допустимые 80 км/ч сейчас вызывают улыбку – сегодня на хороших дорогах нарушители развивают скорость в 150 и даже 200 км/ч – ведь на современных машинах быстрая езда страха не вызывает. Однако никто не учитывает, что дорожное покрытие, которое укладывалось по советским ГОСТам, рассчитано на скорость 120 или максимум 140 км/ч! Кстати, от «жигулевской» эпохи нам достались и основные причины резонансных ДТП – превышение скорости, недостаточный опыт управления машиной, которая, на первый взгляд, «может все»… Вот и выходит, что гаишникам пора писать новую «памятку» для автомобилистов новой эпохи. Или просто переиздать старую, в которой стоит заменить несколько слов и цифр…
Памятка владельцу автомобиля «Жигули» |
В 1971 году на территории области насчитывалось только 53 машины «Жигули», а теперь они составляют третью часть общего числа автомобилей, имеющихся в пользовании граждан. В 1974 году по вине владельцев автомобилей «Жигули» произошло 102 дорожно-транспортных происшествия, ранения получили 108 человек и погибло 35 человек. Как могло случиться, что самая современная машина вдруг попала в разряд наиболее опасных? А вот как. Все наши автомобили, скажем, ГАЗ-24 «Волга» или «Москвич», имеют характерную особенность – их водители хорошо чувствуют изменение скорости движения. Чем выше она, тем тяжелее управлять транспортом. Шум двигателя увеличивается, заметна вибрация кузова и ходовой части. Поэтому шоферу легче ориентироваться в обстановке. Правильнее они дают оценку окружающей среды и соответственно выбирают допустимый предел скорости. Совсем другая картина наблюдается на автомобилях «Жигули». Мощный двигатель, плавность хода, бесшумность всех узлов и агрегатов создают у водителя иллюзию незначительной скорости и полной безопасности. Таким образом, ослабляется внимание, теряется бдительность. На первом плане всегда стоит превышение скорости. По этой причине происходят наезды на пешеходов. Зарегистрированы случаи, связанные с выездом на полосу встречного движения и на мокрую обочину с вытекающими отсюда последствиями. Залогом безопасности движения на загородных трассах области может служить соблюдение скоростного режима, который не должен превышать 80 километров в час. Такое ограничение введено решением областной комиссии по безопасности движения. Таким образом, первый совет владельцам автомобиля «Жигули»: постоянно посматривать на спидометр. Это обращение относится в равной степени к новичкам и людям с большим стажем работы за рулем. Следует считаться с особенностями новой марки машины. Она имеет свой «характер». Опасны не быстроходные автомобили, а водители-лихачи, нарушители Правил безопасности дорожного движения. ГАИ УВД Черкасского облисполкома, областное общество «Автолюбитель УССР». 1975 год. |
|
|
Евгений Сокур, Сергей Добрянский