X

Внимание: ремонт дороги!

Что нужно знать, чтобы ремонтные работы на трассе не стали причиной аварии.

Что нужно знать, чтобы ремонтные работы на трассе не стали причиной аварии.

Так как вместе со снегом с украинских дорог нередко сходит и асфальт, весной на трассах часто можно увидеть ремонтные бригады. Безусловно, их труд необходим, но иногда такие работы становятся причиной аварий.

К сожалению, робкие попытки выровнять асфальт на городских улицах исключительно в ночное время постепенно сошли на нет. Как и в старые добрые времена, дорожники снова работают днем, и перекрытые ими полосы все чаще создают пробки. Нередко нарушения правил как водителями, так и дорожниками становятся причиной ДТП, а необозначенные знаками ямы под заплаты в асфальте приводят к повреждению транспортных средств. Рассмотрим причины возможных неприятностей, связанных с ремонтом дорог.

Дорожники и техника

Вопреки требованиям Правил дорожного движения, ремонтники чаще всего устанавливают предупреждающие знаки не за 10–15 м перед местом работ (с дублированием не менее чем за 50 м), а прямо на свой спецавтомобиль или трактор. Как вариант – их укрепляют на барьере, размещенном непосредственно перед местом работ. С точки зрения оповещения участников движения пользы от таких знаков мало – водитель уже и так видит, что участок ремонтируется. За границей же в таких ситуациях используются и дорожные знаки с подсветкой, и ограничения со светоотражающими покрытиями, поэтому не заметить место ремонта даже ночью практически невозможно.

Постоянно выполняя определенные работы на проезжей части, дорожники перестают ощущать опасность и не обращают внимания на автомобили. Нередко водители технологического транспорта с оранжевыми мигалками выполняют определенные маневры, перекрывая не только ту полосу, на которой проводится ремонт, но и соседние. При этом они часто забывают о том, что оранжевая мигалка не дает никаких преимуществ в движении (п. 3.6 ПДД), а только предупреждает других водителей об опасности.

«Ямочный» ремонт

Таким термином называют технологию ремонта, при которой выбоинам в покрытии придают правильную форму и затем заделывают асфальтом. Проблемы для водителей заключаются в следующем. Во-первых, между подготовкой выбоин и их заделкой нередко проходит несколько дней, а то и недель. Вырубленные в асфальте ямы глубиной 8–10 см с вертикальными краями представляют серьезную опасность: при попадании колеса в такое углубление можно повредить шины и диски, а на высокой скорости – и рычаги подвески, особенно из алюминиевых сплавов.

Участки, подготовленные к ремонту, обязательно должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками. Если таковых нет и вы, двигаясь с разрешенной скоростью, не успели объехать препятствие (например, следуя за грузовиком, закрывающим видимость), в результате чего ваш автомобиль получил повреждение, вызывайте ГАИ. После оформления документов и экспертизы, подтверждающей вину дорожников, вы имеете право подать на них в суд для возмещения нанесенного ущерба. Данная ситуация опасна еще и в том случае, если водитель автомобиля, увидев ямы в асфальте, резко тормозит или маневрирует, пытаясь их объехать. Такие маневры, неожиданные для тех, кто едет сзади или по соседним полосам, иногда заканчиваются столкновениями нескольких машин. Поэтому соблюдение безопасной дистанции становится еще более актуальным, чем в обычных условиях. Если вы движетесь в плотном потоке и поздно заметили яму, не пытайтесь маневрировать, чтобы ее объехать. Лучше уж погнуть диск или пробить шину, чем столкнуться с соседним автомобилем.

Текущий ремонт

При таком ремонте специальная машина срезает дорожное покрытие на глубину 8–10 см. Затем обработанный участок подметают, чтобы полностью удалить частицы старого асфальта, обрабатывают поверхность специальным составом и кладут новый. Другими словами, производится замена изношенного верхнего слоя покрытия. Чаще всего между прохождением фрезы и асфальтоукладчика на определенном участке проходит несколько дней. Этот период и представляет опасность. Во-первых, подметают дорогу непосредственно перед укладкой асфальта. До этого момента части покрытия, напоминающие мелкий гравий, остаются под колесами, увеличивая тормозной путь автомобилей и повреждая их стекла и ЛКП. Во-вторых, границы участков со срезанным покрытием имеют довольно острые кромки, которые могут повредить шины. Чаще всего такие участки дорожными знаками тоже не обозначают.

Когда знаки не нужны

Что характерно, знаки, предупреждающие о ремонтных работах и, в связи с ними, ограничении скорости остаются еще некоторое время после завершения работ. Нередко это становится источником дохода для сотрудников ГАИ, с удовольствием дежурящих с радарами в таких местах. И, как ни странно, эти знаки действительно опасны. Если водитель, особенно за городом, видит знаки «Ремонтные работы» и «Ограничение скорости», а ремонта нет, и так несколько раз, он перестает на них реагировать! Совсем как односельчане того пастуха, который кричал «Волки!», чтобы проверить, придут ли ему на помощь… Но когда-нибудь на пути такого водителя окажутся реальные дорожные работы, и он попадет в очень неприятную ситуацию. Поэтому, как бы вас ни возмущали необоснованные знаки, соблюдать их все же нужно.

А если вы увидели неубранные знаки или у вас есть претензии к качеству дорог, можно сообщить об этом дежурному «Укравтодора» по телефонам (044)-287-11-40, (044)-287-22-55, (044)-287-42-18 или по электронной почте kac@ukravtodor.gov.ua.

 Наиболее типичные аварийные ситуации, связанные с ремонтом дорог
При интенсивном движении одна перекрытая полоса становится причиной затора. Решение проблемы – поочередный объезд препятствия автомобилями в порядке, указанном на рисунке слева. Нежелание уступить может привести к столкновению, и в этом случае блокируется движение уже по двум полосам.
Иногда водитель, увидев бригаду ремонтников или выбоины на своей полосе, меняет полосу движения, не убедившись в безопасности маневра. Если в мертвой зоне находится другой автомобиль – столкновение практически неизбежно.
По полосе движется грузовик, автобус или другое крупногабаритное транспортное средство, ограничивающее обзор вперед. Его водитель перестраивается на соседнюю полосу, следующий позади автомобиль ускоряется и… перед его капотом возникают рабочие или техника.

 О чем говорят Правила?

1.5. Действия либо бездействие участников дорожного движения и прочих лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.

3.6. Включение проблескового маячка оранжевого цвета на механических транспортных средствах дорожно-эксплуатационной службы во время выполнения работы на дороге… не дает им преимущества в движении и служит для привлечения внимания и предупреждения об опасности. При этом водителям транспортных средств дорожно-эксплуатационной службы во время выполнения работ разрешается отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков приоритета и знаков 3.21–3.23), дорожной разметки, а также пунктов 11.2, 11.5–11.10, 11.12, 11.13, подпунктов «б», «в», «г» пункта 26.2 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Водители прочих транспортных средств не должны препятствовать их работе.

33.1. Знак 1.37 («Ремонтные работы») может быть установлен на расстоянии 10–15 м до места выполнения краткосрочных работ на проезжей части в населенном пункте.

Вне населенных пунктов знаки… 1.37, а в населенных пунктах знаки 1.33 и 1.37 повторяются. Следующий знак устанавливается не менее чем за 50 м до начала опасного участка.

Знаки 1.10, 1.12, 1.14, 1.15, 1.37 и 1.38 – временные и устанавливаются на период, необходимый для выполнения соответствующих работ на дороге.

Александр Ландарь
Фото Владислава Бойко и из архива редакции