Урок вождения на бездорожье: Едем в глушь
Некоторым кажется, что техника езды по бездорожью немногим отличается от обычной. Однако без определенных навыков даже на небольшом отрезке вне асфальта можно «сесть» так, что понадобится помощь трактора.
Некоторым кажется, что техника езды по бездорожью немногим отличается от обычной. Однако без определенных навыков даже на небольшом отрезке вне асфальта можно «сесть» так, что понадобится помощь трактора. |
Сложные участки за пределами асфальтовых дорог можно разделить на два основных вида – «проблемный грунт» и всевозможные спуски-подъемы. Для преодоления каждого из них существуют некоторые проверенные приемы.
«Проблемный» грунт
К «проблемным» грунтам относят песок (сухой сыпучий или рыхлый мокрый), броды, болотистые места, скользкие участки (глина, суглинок, чернозем) и каменистые твердые дороги.
Перед выездом на песчаный пляж рекомендуется понизить давление в колесах до 0,9-1 атм. и двигаться на пониженных передачах с небольшой скоростью. Если позволяют возможности машины, неплохо бы включить понижающую передачу. На участке с очень рыхлым песком менять направление движения не стоит, чтобы не повышалось и без того немалое сопротивление качению задних колес, а если такая необходимость все-таки назрела – поворачивать нужно очень плавно. Для остановки выбирают как можно более плотные участки – например, у кромки воды. Если при движении машина начала «закапываться», не усугубляйте ситуацию пробуксовкой и не пытайтесь пробиваться вперед – придется выходить, подкапывать колеса сзади в направлении колеи и выбираться только задним (!) ходом.
Брод и любая неглубокая водная преграда не страшны, если в местах въезда и выезда твердое дно. Гораздо больше усилий и мастерства потребуется, если под колесами скользкая поверхность. Бывалые «джиперы» утверждают: нет ничего более неприятного, чем мокрая глина, ил и чернозем. Двигаться по глинистым участкам надо достаточно быстро, чтобы колеса успевали «стряхивать» налипшие комья – ведь глина способна «наматываться» на колесо вплоть до полной его блокировки. Но при этом любые резкие движения рулем противопоказаны – можно опрокинуть машину. Не рекомендуется также переключать передачи – весь участок лучше проскочить «на одном дыхании». Проезжать чернозем и заиленную поверхность следует точно так же, но в этом случае лучше придерживаться колеи, если она хоть как-то намечена.
Спуски и подъемы
При выездах на природу неприятности чаще всего возникают на спусках и подъемах. Пологие и крутые, ровные и с колеей – все они способны отобрать немало времени и изрядно испортить нервы водителю. Пологие горки и такие же съезды любой протяженности не представляют особой сложности. Единственное предостережение: на пересеченной местности дороги редко бывают идеально прямыми, и надо следить, чтобы боковой крен машины на перекатах не оказался слишком большим (см. инструкцию по эксплуатации машины: на некоторых внедорожниках угол наклона можно измерить с помощью кренометра). Если крутизна подъема ощутимая, взбираться на него надо на одной из низших передач (при наличии раздаточной коробки – на пониженной) и с малой скоростью. При этом двигаться лучше не прямо, а под углом примерно 40 градусов. Этот нехитрый маневр «сгладит» излишнюю крутизну и поможет машине выбраться по склону без особых перегрузок.
Удачный штурм ямы устрашающих размеров – это один из тех случаев, когда владельцы настоящего полного привода вполне законно могут потешиться превосходством над рядовыми автомобилистами. Внедорожникам с большим клиренсом и малыми свесами кузова даже глубокие поперечные рытвины не страшны. А вот легковушки из-за больших свесов и длинной базы могут «зацепиться» даже в небольшом овраге.
Ямы преодолеваются под углом 45 – 50 градусов. Если все же риск застрять или зацепиться бампером слишком велик, яму лучше объехать.
На бездорожье никуда не деться от колеи – в нужном месте она существенно облегчает жизнь. Но иногда возникает необходимость покинуть очень глубокую колею с жесткими бортами, чтобы сменить направление. Тогда, двигаясь на пониженной передаче, нужно сначала резко повернуть руль в сторону, противоположную выезду, а потом – до упора – в сторону выезда.
Если на дороге попадаются жесткие каменистые участки, то самая главная опасность для машины – погнуть диски. Поэтому давление в шинах должно быть довольно высоким. Каменистые склоны с опасным неустойчивым верхним слоем грунта лучше проезжать при средних оборотах двигателя, которые обеспечат запас крутящего момента.
Мораль сей басни…
Тем, кто отправляется на рыбалку или охоту, лучше придерживаться проверенных маршрутов. В таком случае и красоты природы, и драйв без лишних нервов обеспечены. Но если душа просит экстрима, то есть борьбы с машиной и трясиной, в грязи по самый воротник, вам лучше поучаствовать в любительских ралли-рейдах на внедорожниках. Ведь любой отдых, даже самый активный, должен быть приятным и безопасным.
Тест полного привода | |
| |
Что взять с собой? | |
| |