Умение спасать
Стать свидетелем ДТП или другого происшествия для любого человека – неожиданность. Умение оказывать первую помощь – социальная обязанность каждого водителя. Посмотрим, что мы можем сделать, имея под рукой автомобильную аптечку.
Стать свидетелем ДТП или другого происшествия для любого человека – неожиданность. Умение оказывать первую помощь – социальная обязанность каждого водителя. Посмотрим, что мы можем сделать, имея под рукой автомобильную аптечку.
Ежегодно на дорогах страны в ДТП погибает 4,5 тыс. человек. Из них около 40% не доживают до приезда медиков именно из-за неоказания первой помощи. Еще почти 40 тыс. людей получают травмы разной степени тяжести. К сожалению, никто не знает, сколько человеческих жизней можно было бы спасти, оказав пострадавшим первую помощь. Учитывая, что норматив приезда кареты «скорой помощи» к месту ДТП в условиях города – 5–8 минут, задача свидетеля ДТП – это время всеми силами бороться за жизнь и здоровье пострадавшего. Мы с коллегами из портала «АвтоВизио» напомним наиболее важные моменты оказания первой помощи.
Оценка опасности
Любое оказание помощи начинается с первичного осмотра пострадавших независимо от характера ДТП и повреждения авто, при котором определяется наличие пульса и дыхания, венозного или артериального кровотечения. Характер травм при ДТП у водителей и пассажиров чаще всего схож – повреждение шейных позвонков, сотрясение мозга, переломы конечностей, шоковое состояние. У водителей к этому перечню можно добавить травмы грудной клетки (прокол подрулевыми переключателями), перелом ребер. Пешеходы в основном получают переломы ног, тазобедренного сустава и сотрясение мозга. При любом ДТП желательно самостоятельно не доставать пострадавших из авто, так как у них может быть травма позвоночника либо перелом, что может привести к ухудшению их состояния. Но в исключительных случаях это можно и нужно сделать. Так, при большой вероятности возгорания автомобиля либо при нахождении машины в опасном месте на автостраде (например, недостаточная видимость, которая может привести к повторному ДТП), пострадавших необходимо эвакуировать. Так же нужно поступать и в случае вынужденной транспортировки людей в больницу, когда невозможен быстрый приезд медиков (плохие погодные условия, географическая недоступность).
Травма шеи
Согласно статистике у 10% травмированных в ДТП людей серьезно повреждаются шейные позвонки. Еще 12%, находясь в состоянии шока, не обращаются за помощью. Однако при любых ДТП на пострадавших обязательно должен быть наложен шейный корсет. А есть повреждения шеи или нет, решат уже в стационаре. Если нет таких отягощающих факторов, как возгорание авто или его опасное месторасположение на дороге, можно просто зафиксировать руками голову и дожидаться «скорой». Если, помимо травмы шеи, есть другие повреждения, требующие немедленного вмешательства, на шею накладывается самодельная шина из подручных средств. Для этого можно использовать перевязочную косынку (есть в автомобильной аптечке) и сложенный вдоль журнал в качестве силового элемента. Он оборачивается косынкой так, чтоб остались завязочные концы. Если же времени накладывать шину нет, применяется специальный захват, благодаря которому можно обездвижить голову и относительно безболезненно вытащить человека.
Наша задача – до приезда «скорой» обездвижить шею пострадавшего. |
Остановка кровотечения
Кровотечение – очень опасная для жизни травма. При артериальном кровотечении (алая кровь вытекает быстро), необходимо если не полностью остановить кровь, то хотя бы уменьшить струю, так как при такой кровопотере человек может не дожить до приезда «скорой». При таких ранах требуется сначала наложить жгут чуть выше места кровоизлияния, а потом наложить сдавливающую повязку: большое количество ватно-марлевых материалов туго привязывается непосредственно на рану. Венозное кровотечение (медленно растекающаяся темно-красная кровь) можно остановить сдавливающей повязкой, а после наложить жгут ниже раны.
При артериальном кровоизлиянии жгут накладывают чуть выше раны (схематически между раной и сердцем). |
Спасительный вдох
Полученные при ДТП травмы часто приводят к остановке дыхания. Больше всего нуждается в кислороде головной мозг человека. Без него через 4 минуты клетки мозга начинают отмирать. В эти минуты необходимо провести реанимационные действия: делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Если вовремя и правильно начать это делать, мозг будет полноценно жить до приезда «скорой помощи». Есть ли дыхание, можно определить по пульсу и движению грудной клетки. Не стоит забывать, что перед началом вентиляции легких нужно обезопасить себя – достать из аптечки пленку-клапан (или использовать сложенный в несколько раз носовой платок, бинт) и вставить в ротовую полость пострадавшего. Далее, зажав пальцами его нос, плавно произвести два долгих выдоха с интервалом в 5 секунд, при этом грудная клетка должна заметно приподняться. Насытив легкие кислородом, приступаем к его прокачке по организму – массажу сердца. Делаем 30 надавливаний на грудную клетку в точке между сосками. Затем снова накачиваем легкие воздухом двумя порциями и возвращаемся к массажу. Продолжаем в том же духе до приезда медиков. Согласно международным стандартам, если нет возможности «надуть» легкие, можно сразу приступать к массажу сердца – хоть какая-то часть кислорода в легкие попадет.
Звонить в МЧС или в скорую медицинскую помощь по номерам 101 и 103 с любого телефона, в том числе мобильного. |
Олег Картавый Инструктор по оказанию первой помощи «Оперативно-спасательной службы» По международным правилам оказания первой помощи, человек, вызвавшийся помочь пострадавшему, должен получить разрешение на оказание первой помощи и только после положительного ответа или отсутствия такового (если человек в бессознательном состоянии) приступать к спасению. Немаловажно и общение с зеваками. Чтобы они помогли, ими нужно управлять, привлекая к оказанию косвенной помощи. Например, четко указав пальцем на определенного человека, прикажите ему позвонить в «скорую». Приказ люди выполняют быстро и четко, а просьбы – неохотно и не всегда. Не стоит забывать и о собственной безопасности – нужно любыми способами обезопасить себя при контакте с выделениями пострадавшего (кровью, слюной и т. д.). Оказывая первую помощь, нужно правильно расставлять акценты. В приоритете должна быть жизнь пострадавшего. В случае с одновременной травмой шеи и остановкой сердца (дыхания) приходится жертвовать возможными последствиями, связанными с травмой шейных позвонков, и начинать оказывать реанимационные действия, направленные на подачу кислорода в мозг, то есть непрямой массаж сердца. По возможности нужно привлечь окружающих к фиксации головы в момент извлечения пострадавшего из авто и в процессе оказания ему первой помощи.