Стоит ли торопиться?
Опытные автомобилисты считают, что опасна не сама скорость, а ее несоответствие возможностям водителя и машины, а также условиям движения. Подчеркнем, речь в данном случае идет не о соблюдении Правил дорожного движения, а прежде всего о здравом смысле. Итак, в чем же таится угроза?
Опытные автомобилисты считают, что опасна не сама скорость, а ее несоответствие возможностям водителя и машины, а также условиям движения. Подчеркнем, речь в данном случае идет не о соблюдении Правил дорожного движения, а прежде всего о здравом смысле. Итак, в чем же таится угроза? |
Стремление к большой скорости заложено в нас природой. Людей, которые не получают удовольствия от быстрой езды, очень мало. К тому же, многие любят риск. Но дорога – это не компьютерная игра, и опасность на ней абсолютно реальная. Поэтому лучше подавить в себе стремление «полетать» или реализовать его на закрытой трассе, занявшись автоспортом. Дороги общего пользования – не место для гонок. Они призваны обеспечить безопасное перемещение пассажиров и грузов из пункта А в пункт Б.
Состояние дороги
При слишком быстрой езде удержать машину на дороге бывает сложно. Причина в том, что каждая трасса имеет свою расчетную максимальную скорость. В нашей стране даже лучшие дороги (например, Киев – Одесса) технически рассчитаны до 140 км/ч. На большинстве же отечественных «автобанов» машина начинает «танцевать» при скорости около 100 км/час. «Ограничителями» выступают не только состояние дорожного покрытия, но и его профиль, отвод воды, пересечения с другими дорогами в одном уровне. Кроме того, на наших шоссе не везде есть специальные участки для торможения и разгона, а также ограждения, препятствующие появлению на дороге животных.
Возможности человека
Физические способности каждого из нас не безграничны. Да, можно чуть-чуть улучшить реакцию, уменьшить время переноса ноги с педали газа на тормоз, научиться прогнозировать развитие ситуации на дороге. Но даже самые интенсивные тренировки никому не позволят заглянуть за холм или поворот, увидеть дорогу сквозь фургон или автобус или оценить ее состояние на километр вперед.
В то же время каждые 36 км/ч – это 10 м/с. И если при 70 км/ч за время реакции неопытного водителя (около 1 с) автомобиль проедет почти 20 м, то при 140 км/ч – уже 40 м. И это еще до начала торможения! Поэтому на высоких скоростях можно не успеть адекватно отреагировать на внезапно возникшую опасность.
Еще один естественный ограничитель – состояние нервной системы человека. Любой стресс (положительный или отрицательный, все равно!) – это выброс в кровь порции адреналина. Организм начинает работать интенсивнее. Но после подъема наступает естественный спад, снижаются внимание и реакция, появляется усталость.
А стрессовых ситуаций на высокой скорости предостаточно. Чем сильнее вы разгонитесь, тем чаще придется выходить на обгон, интенсивно тормозить и пытаться втиснуться обратно. Хорошо, если коллеги по потоку дадут возможность вернуться на свою полосу. А ну как там окажется любитель «доказать и воспитать»?
Нужно учитывать и особенности человеческого глаза. Чем выше скорость, тем меньше угол эффективного зрения. На скорости, превышающей 150 км/ч, вы видите только узкий участок дороги прямо перед собой. В результате может остаться незамеченным, к примеру, выезжающий на дорогу трактор…
Опасно и привыкание к скорости. Через час даже при 140 км/ч создается обманчивое впечатление неспешной езды. Как следствие – и по населенному пункту тянет промчаться, не снижая скорости. А ведь там обстановка меняется намного быстрее, чем на шоссе, и, соответственно, риск аварии многократно возрастает.
Законы физики
Законы физики неумолимы: мгновенно остановить автомобиль просто невозможно. Кинетическая энергия движущегося тела (в нашем случае автомобиля) определяется в следующей зависимости:
Из этой формулы следует, что при увеличении скорости движения в два раза кинетическая энергия возрастает в четыре раза. Если же скорость увеличится втрое, кинетическая энергия будет больше в девять раз! К чему это приведет?
Во-первых, увеличится тормозной путь, так как торможение – это не что иное, как процесс превращения кинетической энергии движущегося автомобиля в теплоту, которая рассеивается в тормозных механизмах. Поэтому и тормозной путь растет пропорционально квадрату скорости движения. Например, если тормозной путь машины со скорости 100 км/ч равен 50 м, то при 150 км/ч он составит 112,5 м. Если же разогнаться до 200 км/ч, то тормозной путь увеличится до 200 м.
Во-вторых, при столкновении машины с препятствием вся кинетическая энергия расходуется на деформацию кузова и препятствия. Посмотрите на фотографии краш-тестов автомобилей. Это результат удара о неподвижное препятствие автомобиля, движущегося со скоростью 64 км/ч. А теперь представьте, что может произойти при ударе на скорости 100 км/ч. Шансов выжить в такой аварии практически нет.
Возможности машины
Еще один нюанс – допускает ли движение с высокой скоростью сам автомобиль. Здесь есть несколько слагаемых: конструкция подвески, рулевого управления, тормозов и самого двигателя. Максимальная скорость, указанная в технической документации, подразумевает то, что машина способна до нее разогнаться. Но если ездить на ней длительное время, ресурс двигателя и агрегатов снизится в 2-3 раза, а при частых торможениях с высокой скорости могут перегреться и отказать тормозные колодки.
Расход горючего
Аппетит мотора с увеличением скорости очень быстро растет. Например, бортовой компьютер Renault Laguna II при езде на 5-й передаче и скорости 80 км/ч показывает 4,8 л/100 км, а при 160 – уже 12,5 л/100 км. Другими словами, при возрастании скорости расход горючего увеличивается. И это нетрудно объяснить. Сопротивление воздуха растет в той же пропорции, что и энергия, и тормозной путь: пропорционально квадрату скорости. Поэтому при прочих равных потерях мощности на больших скоростях аэродинамическое сопротивление заметнее сказывается на расходе топлива. Что поделаешь – физика!
Как быстрее добраться?
Если нужно доехать быстро, совершенно не обязательно нестись сломя голову. Реже останавливайтесь, поддерживайте постоянную скорость и прогнозируйте развитие ситуации. Чем короче маршрут, тем больше сказываются на средней скорости остановки в пути. Постарайтесь объединить пожелания всех членов экипажа, планируя маршрут. Например, можно провести разминку у придорожного рынка, который наверняка захочет посетить ваша спутница, или в кафе, где вы будете обедать. В любом случае придерживайтесь правила: лучше приехать на час позже, чем месяц лечиться или вовсе никуда не доехать.