Смазочные материалы: Изучаем тонкости
В предыдущих номерах газеты мы предложили вашему вниманию обзорную информацию о происхождении, назначении и особенностях применения автомобильных смазок и масел («АЦ» №9), а также спецификацию масел API (Американского института нефти) («АЦ» №10).
В предыдущих номерах газеты мы предложили вашему вниманию обзорную информацию о происхождении, назначении и особенностях применения автомобильных смазок и масел («АЦ» №9), а также спецификацию масел API (Американского института нефти) («АЦ» №10).
К сожалению, Украина пока не подключилась ни к одной из перечисленных .мировых и европейских систем стандартизации. Мы все еще крутимся в нормативном пространстве бывшего СССР, государственные стандарты которого (ГОСТы) устанавливают и требования к маслам, и методы их контроля. Раньше это беспокоило только специалистов, теперь появились дополнительные хлопоты и у тех, кто ввозит в Украину импортные масла, и у тех, кто их покупает. Ведь для ввоза в Украину необходимо получить сертификат соответствия на масло, а ' получить его очень сложно, так как даже европейские масла не всегда вписываются в рамки устаревших стандартов исчезнувшей «великой державы». Об американских маслах и говорить нечего: как бы они хороши ни были, у нас их в лучшем случае приравнивают к каким-нибудь продуктам, которые и маслом-то назвать совестно.
Классификация АСЕА
В нынешнем выпуске рубрики «Автошкола» мы рассмотрим классификацию моторных масел АСЕА».
Ассоциация европейских производителей автомобилей АСЕА, созданная взамен устаревшей ССМС, объединяет фирмы BMW, DAF, FIAT, FORD of Europe, GENERAL MOTORS Europe, MAN, MERCEDES BENZ, PEUGEOT, PORSHE, RENAULT, ROLLS-ROYCE, ROVER, SAAB-SCANIA, VOLKSWAGEN, VOLVO.
Во взаимодействии с другими европейскими организациями АСЕА разработала и с 1-го января 1996 г. ввела классификацию моторных масел, которая существенно отличается от ранее принятой классификации ССМС.
Классификация АСЕА содержит девять классов по три для масел каждого назначения: для бензиновых двигателей (А1-96, А2-96, АЗ-96), для легковых дизелей (В1-96, В2-96, ВЗ-96) и для грузовых дизелей (Е1-96, Е2-96, ЕЗ-96).
Классы АСЕА в некоторой мере соответствуют определенным группам API, например: АСЕА А2-96 (ССМС G4) соответствует API SG (многофукциональные моторные масла SAE IOW, 15W/40, 20W/40, 20W/50 с ограниченными потерями на испарение);
АСЕА АЗ-96 (ССМС G5) API SH (нетрадиционные легкоходовые масла SAE 10W/30, 10W/40 с ограниченными потерями на сдвиг и испарение);
АСЕА В2-96 (ССМС PD2) соответствует API СЕ (многодипазонные моторные масла для дизельных двигателей легковых автомобилей с турбонаддувом и без него);
АСЕА Е2-96 (ССМС D4) соответствует API CD (одно- и много диапазонные моторные масла для
грузовых автомобилей, имеющих дизельные двигатели, в том числе с турбонаддувом);
АСЕА ЕЗ-96 (ССМС D5) соответствует API SHPD (моторные масла для дизелей с высоким турбонаддувом и удлиненным интервалом между заменами масла).
Классы АСЕА А1-96, В1-96, ВЗ-96 и Е1-96 не имеют аналогов.
Не рассматривая подробно требования классификации АСЕА, отметим лишь, что они намного жестче норм API. Это говорит прежде всего о том, что экономные европейцы значительно больше дорожат своими автомобилями, чем богатые и беспечные американцы.
Многие западные автомобильные фирмы имеют дополнительно собственные классификации моторных масел. Как правило, они отражают особые требования, обусловленные конструкцией двигателей и подтверждаемые дополнительными испытаниями. Так, например, спецификация MB 228.3 обозначает масла SHPD с устойчивой и варьируемой вязкостью, превышают спецификацию АСЕА ЕЗ-96 и имеют еще более длительный интервал обслуживания; спецификация Volvo VDS означает масло для продолжительного интервала обслуживания, близкое к API CD, с дополнительными требованиями к испытаниям на полировку стенок цилиндра.