X

Скользкая психология

Не сегодня, так завтра на дорогах появится гололед. Готовы ли вы оперативно перестроиться под вождение в абсолютно новых условиях? Давайте вспомним некоторые навыки вождения на скользких дорогах.

Не сегодня, так завтра на дорогах появится гололед. Готовы ли вы оперативно перестроиться под вождение в абсолютно новых условиях? Давайте вспомним некоторые навыки вождения на скользких дорогах.

Не сегодня, так завтра на дорогах появится гололед. Готовы ли вы оперативно перестроиться под вождение в абсолютно новых условиях? Давайте вспомним некоторые навыки вождения на скользких дорогах.

С приходом зимы (не по календарю, а с появлением гололеда) для многих водителей наступает другая реальность. Им кажется, что теперь требуется некий специфический зимний стиль вождения. И начинается «зимняя лихорадка» – шины, щетки, незамерзающая жидкость, предпусковые подогреватели. «Профессионалы» вспоминают такие «хитрости», как тип привода автомобиля, особенности управления зимой, кто-то даже ставит разную резину на передние и задние колеса из особых соображений…

На самом деле «зима» отличается от «лета» лишь тем, что «зима» ярко выявляет все ошибки в управлении автомобилем, которые были и до этого. Просто пришло время по-новому взглянуть на уже знакомые вещи. Не существует «зимнего» стиля вождения или «летнего» – есть либо грамотный, либо не очень.

Старая песня о…

1. Автомобиль – это тяжелый физический объект. Тонна-две требуют к себе достаточно аккуратного отношения – очень много сил нужно на то, чтобы разогнать его, затормозить или повернуть. Поэтому действуйте плавно и заблаговременно. Вырабатывайте такой стиль вождения, при котором вы, поворачивая руль, минимально нажимаете на педали. Чем интенсивнее вы «работаете» органами управления, тем выше вероятность увеличить власть сил инерции автомобиля и тем больше требуется запас сцепных свойств с дорогой, чтобы эту силу удержать под контролем. На скользкой дороге этот запас во много раз (!) меньше.

2. «Умные» электронные системы машины и личное мастерство не изменят законов физики. Единственное, что можно сделать, – выжать максимум из данной ситуации. Никакие системы не уберут лед из-под колес и не уменьшат массу автомобиля – даже при их безотказной работе машина все равно будет скользить. Поэтому лучшее средство – понимание того, что на скользкой дороге автомобиль никогда не будет вести себя так, как на сухой. Все системы – лишь страховка на случай небольших ошибок водителя. При халатном, бездумном отношении чудо не произойдет.

3. Концентрируйтесь на поведении машины. За время езды по сухому асфальту многие водители привыкают думать только о руле и педалях – чтобы затормозить, нужно нажать тормоз, разогнаться – газ, повернуть – повернуть руль. Зимой на эти вещи следует взглянуть иначе. Руль и педали – это только инструменты, которые есть у водителя. Эти инструменты могут работать отменно, но иногда и подводят. Случается, что колеса автомобиля в какой-то момент не выполнят ваши желания. Поэтому не старайтесь действовать по шаблону – нажал и ждешь результата (ведь он должен прийти!). Ни один профессионал не скажет, сколько потребуется места для того, чтобы остановиться здесь и сейчас, с какой скоростью можно пройти этот поворот в данных условиях, пока сам не попробует. И вы каждое действие начинайте заранее, плавно и на заведомо маленькой скорости, осторожно ищите оптимальный вариант. Вырабатывайте привычку управлять автомобилем так, чтобы можно было постоянно отслеживать, реагирует автомобиль на ваши действия или нет.

В гололед при разъезде со встречными крупногабаритными автомобилями следует опасаться сноса, а у заднего привода – заноса своего авто и заноса встречных заднеприводных машин.

В зимнее время особенно важно не забывать включать фары, свет которых делает вас видимыми.

Очень опасна дорога, покрытая подмерзающей кашей из мокрого снега. В этом случае сцепные свойства ухудшает как слой снега в пятне контакта, так и лед на поверхности асфальта.

О резине

Зимой колеса должны быть «обуты» в зимние шины – эту истину знают многие. Но необходимо также запомнить, что на всех колеса шины должны быть одинаковыми! Автомобиль – достаточно сложная, точно сбалансированная конструкция. Оптимальный баланс сил, который делает машину хорошо управляемой и прогнозируемой, закладывается еще в конструкторском бюро. А грубые вмешательства самодельщиков в этот баланс – например, установка разной резины на разные колеса – сделают поведение автомобиля неадекватным и плохо прогнозируемым. Даже если вы считаете себя большим профессионалом и знатоком всех тонкостей, помните – авто с нарушенным балансом оставит вам на порядок меньше времени и шансов на спасение в случае ошибки.

Итог

Хороший автомобиль, электронные системы, зимние шины – все это дает возможность быстрее ехать, но при этом потеря контроля над автомобилем значительно опаснее. Помните – чудес не бывает. Движение в сложных условиях требует особого внимания. И если вы не готовы приложить к этому максимум усилий, не садитесь за руль.

Вадим Чернега
Фото Nokian Tyres и из архива редакции