Руление по правилам
Изучаем приемы руления самостоятельно.
Обучение чему-либо – процесс, предполагающий постоянный контроль со стороны учителя за правильными действиями ученика. Но есть ряд навыков, которые можно совершенствовать самостоятельно. К ним относится и руление. |
Существует расхожее мнение, что приемы управления автомобилем, используемые гонщиками, в повседневной жизни не нужны. Однако анализ ряда ДТП свидетельствует об обратном. Значительного числа аварий можно было избежать, если бы водители умели управлять машиной в экстремальных ситуациях. Естественно, пытаться самому, да еще на улицах города, изучать приемы контраварийного вождения не стоит. Для этого лучше довериться инструктору. Но научиться использовать подходящие для различных ситуаций приемы руления, а также быстро и, главное, правильно вращать руль вполне можно самостоятельно.
Зачем это нужно?
Скоростное руление необходимо не только гонщикам. У любого водителя рано или поздно могут возникнуть ситуации, когда умение быстро и точно рулить поможет избежать аварии. Прежде всего, такие навыки пригодятся зимой или на скользких участках дорог летом, чтобы предотвратить занос или пресечь его в самом зародыше. В любое время года бывают ситуации, когда безопаснее объехать возникшее препятствие, чем пытаться тормозить.
Владение приемами силового руления поможет на плохой дороге, при выездах на природу и на заснеженной трассе.
Наконец, правильное обращение с рулем выручает в проблемных ситуациях, вызванных поломками деталей подвески.
Подготовка к обучению
Чтобы быстро и точно управлять машиной, необходимо прежде всего обеспечить правильное положение рук на рулевом колесе. Попробуйте сеcть вплотную к рулю и быстро повернуть его от упора до упора. Наверняка ничего не получится, так как локти будут задевать туловище и за один прием вы сможете повернуть руль на очень небольшой угол. Поэтому рекомендуется сидеть далеко от руля (полностью вытянутые руки основанием кисти опираются на рулевое колесо в его верхней точке).
Следующий этап: возьмите изоленту и сделайте на рулевом колесе метки (представив руль в виде часового циферблата, обмотайте его двумя-тремя слоями изоленты в положении 10, 2 и 6 часов). Эти метки делят рулевое колесо на три равные части (по 120°) и на начальном этапе помогут вам отработать правильные движения руками. Метки 10 и 2 показывают правильное положение рук (соответственно, левой и правой), а метка 6 оказывается в точке перехвата руля при поворотах на большой угол.
Иногда в верхней части рулевого колеса есть метка желтого цвета. Так обычно помечают верхнюю точку руля, соответствующую положению колес «прямо». Если такой метки нет, ее можно будет нанести немного позже. На некоторых рулях бывает «рельефная» метка, определяемая на ощупь.
Правильный хват
В одной из книг по безопасному вождению автомобиля встретилась интересная фраза – руль нужно держать так же, как живого гуся за шею: сожмешь сильнее – задушишь, ослабишь хватку – улетит. Основным спортсмены считают закрытый хват, и только в нескольких случаях используется неполный хват. При закрытом хвате руки постоянно готовы к действию, и если в результате наезда на препятствие спица рулевого колеса ударит по большим пальцам, вы инстинктивно сожмете руку и удержите руль. Неполный хват, когда большие пальцы подушечками упираются в «баранку», применяется на больших скоростях, так как используется высокая чувствительность подушечек пальцев.
Поворот руля на небольшой угол
Такой поворот бывает необходим как в повседневной езде по дорогам с большим радиусом поворота, так и в экстренных ситуациях (объезд внезапно возникающих препятствий). Спортсмены называют подобный прием «компенсаторным рулением» (нужно компенсировать отклонение машины от прямолинейной траектории, объехать препятствие или повернуть на перекрестке с достаточно большим радиусом поворота). Этот способ применяется, когда руль поворачивают не более чем на половину оборота, то есть перехват руля не нужен.
В любом случае основное усилие приходится на ту руку, в сторону которой совершается поворот (направо – правая рука, налево – левая).
Силовое руление
Известны два способа силового руления. Первый в основном используют водители грузовиков и автобусов, где рулевое колесо большого диаметра или расположено слишком полого. При поворотах одна рука вращает руль, а вторая скользит ей навстречу. В результате руки как бы передают руль друг другу. Второй способ больше подходит для легковых автомобилей. Он несколько напоминает действия при скоростном рулении и поэтому может служить одним из подготовительных упражнений. Перехват руля производится через 120° его поворота. О приемах скоростного руления, благодаря которым за 15 секунд можно повернуть руль на 40 оборотов, читайте в следующих выпусках «Автоцентра».