К габаритам, поведению и особенностям новой машины обычно водители привыкают несколько недель. Но этот процесс можно ускорить, выполнив ряд упражнений.
| | К габаритам, поведению и особенностям новой машины обычно водители привыкают несколько недель. Но этот процесс можно ускорить, выполнив ряд упражнений. |
Первое время после покупки новой машины многие испытывают дискомфорт. Все в ней не так: и педали не на месте, и габариты отличаются, и двигатель не слышно. Специальные упражнения могут значительно сократить период привыкания и предотвратить аварию. Для их выполнения потребуется закрытая, свободная от других участников движения асфальтированная площадка, несколько тонких реек, двухлитровые пластиковые бутылки, заполненные водой, рулетка и кусочек мела. К тренировкам можно привлечь помощника – он будет подсказывать положение автомобиля относительно ограничителей.
Посадка за рулем
Во-первых, следует отрегулировать сиденье и органы управления под себя. Напомним: при выжатой до конца педали сцепления левая нога должна быть слегка согнута в колене, правая рука – свободно включать дальнюю (3-ю или 5-ю) передачу, а спина – не отрываться от спинки кресла. Кроме того, руки должны ложиться на рулевое колесо в верхней точке, а ремни безопасности проходить по плечу, а не через шею.
Адаптируемся к педалям
В современном автомобиле определить обороты двигателя на слух довольно сложно. Чтобы привыкнуть управлять тягой, запускаем двигатель и тренируем правую ногу. Плавно нажимаем педаль газа и смотрим на стрелку тахометра, набирая 2 тысячи оборотов, затем 3, 4, 5. Сбрасываем газ, задерживаясь на тех же ступеньках через 1 тысячу оборотов и одновременно прислушиваясь к звуку работающего двигателя. Через некоторое время, после того как получится сопоставлять звук и изображение, попробуйте набрать требуемое число оборотов, не глядя на тахометр. Если удается работать педалью газа, достигая точности плюс-минус 300–500 об/мин – успех налицо.
Чтобы уверенно трогаться с места, необходимо чувствовать, как работает сцепление. Сначала несколько раз нажимаем и отпускаем педаль сцепления (не включая передачу), чтобы примерно запомнить длину ее хода и силу пружины возвратного механизма. Затем выжимаем педаль, включаем первую передачу и пытаемся тронуться с места. Как только автомобиль начинает двигаться, выключаем сцепление и мягко притормаживаем. После нескольких попыток (их количество зависит от вашего водительского опыта) вы запомните положение педали сцепления, при котором машина трогается. Сразу обращайте внимание и на то, может ли автомобиль двинуться с места на холостых оборотах или требует «подгазовки» в момент схватывания сцепления.
Следующий этап – трогаемся с места и переходим на вторую передачу, затем выключаем сцепление и тормозим до остановки.
В ходе этих упражнений вы привыкнете к реакции автомобиля на движение педалей, что существенно облегчит вождение, особенно в городских условиях.
Вырабатываем чувство колеи |
Поставив автомобиль на площадку, чертим мелом две линии от передних колес вперед на расстоянии 5–7 м от бампера строго параллельно оси автомобиля. Сев за руль, находим какой-либо ориентир (щетка дворника, выступ на панели и т. д.) прямо перед глазами и зрительно «привязываем» его к положению правого колеса. Аналогичным образом зрительно отмечаем положение левого колеса. Проведя мелом линии на уровне крайних габаритных точек (зеркал заднего вида), подобным методом вырабатываем и положение габаритов машины. После некоторого количества «пристрелок» вы сможете определять, где находится правая и левая колея и выступающие точки кузова. Следующий этап – проверка на практике. Попытайтесь заехать на нарисованную линию правыми колесами сначала при движении по прямой, затем на выходе из поворота. После нескольких попыток точность будет составлять плюс-минус 10 см. А этого уже достаточно. Аналогичным образом можно научиться останавливаться на стоп-линии. |
|
|
«Учим» габариты |
Скотчем прикрепляем к боковинам пластиковых бутылок с водой рейки (если их просто вставить в горлышко, добиться вертикального положения будет сложнее). Затем ставим две бутылки на некотором расстоянии от автомобиля и стараемся подъехать к ним как можно ближе (1). Не пытайтесь вытягивать шею и заглядывать «под капот»! Сидите в привычной для вас позе. Не расстраивайтесь, если первое время до реек будет оставаться целый метр или они будут падать на асфальт. Через некоторое время вы добьетесь точного касания бампером. Далее аналогичным образом приспосабливаемся к задним габаритам (2). Основной способ ориентирования – по зеркалам, но если вы привыкли смотреть на дорогу, повернувшись вполоборота, начните таким образом, затем переходите к езде по зеркалам. Завершающий этап – габаритные ворота (3). Установите рейки так, чтобы по бокам автомобиля оставалось по полметра. Попытайтесь несколько раз проехать между рейками сначала передним ходом, затем задним, ориентируясь по боковым зеркалам. Как только появится чувство уверенности, уменьшите расстояние между рейками на 10–15 см, затем еще и так до тех пор, пока между зеркалами заднего вида и рейками не останется по 1-2 см. Если вы сможете проскользнуть в такое «игольное ушко» – езда в пробках вам уже не страшна. Вы будете четко представлять, куда можно протиснуться, а куда не стоит и пытаться. Чтобы усложнить упражнение, попробуйте въехать в «ворота» не по прямой, а с поворотом. |
|
|
Паркуемся |
Рисуем на асфальте стандартное парковочное место (3х5 м). Затем, применяя полученные при отработке чувства габаритов навыки, пытаемся въехать на парковку различными способами. Если парковочное место расположено на линии движения или на небольшом расстоянии в сторону от нее – въезжаем передом, выравнивая машину по оси обозначенного места за 2-3 м до края парковки. В случае когда место расположено перпендикулярно направлению движения (традиционная разметка на больших парковках), въезжаем на первой передаче или задним ходом. Исходное положение: автомобиль стоит на расстоянии 3-4 м перед парковочным местом (заезд передним ходом) или 2-3 м за ним (задним ходом) и примерно 1 м от правого (левого) борта до линии разметки въезда. При движении вперед (1) проезжаем прямо, пока передние колеса не достигнут линии разметки, и резко выворачиваем колеса в сторону поворота. Перед остановкой выравниваем колеса. Задним ходом (2) выворачиваем колеса, когда кромка багажника поравняется с началом соседнего места. Добившись «попадания» с первой попытки (расстояния от линий разметки справа-слева и спереди-сзади должны быть одинаковыми), рисуем парковочное место, расположенное вдоль тротуара. Для усложнения упражнения обозначаем контуры якобы стоящих на соседних местах автомобилей вертикальными рейками. Отрабатываем как самый простой вариант (въезд передним ходом с остановкой на свободном месте перед припаркованным автомобилем), так и самый сложный (въезд на свободное место между двумя припаркованными машинами), схемы (3), (4). В последнем случае проезжаем вперед, поравнявшись с условно стоящим автомобилем на расстоянии 50–60 см от него правым бортом. Начинаем движение задним ходом, вывернув колеса до упора вправо, и когда передняя стойка машины окажется рядом с углом заднего бампера стоящего авто, поворачиваем колеса влево. Поставив машину параллельно тротуару, подаем ее немного вперед. В процессе выполнения этих упражнений обязательно запоминайте исходное положение относительно разметки, из которого удалось заехать с первого раза. После такого двухчасового экспресс-тренинга автомобиль станет родным и привычным. Останется только оттачивать чувство автомобиля в повседневной езде. |
|
|
Александр Ландарь
Фото Владислава Бойко