Для большинства автомобилистов авария – это шок, стресс и большая неприятность. Но некоторые особи сделали ДТП своим бизнесом. Речь идет о так называемых подставах, когда незначительную аварию провоцируют для того, чтобы у мнимого виновника потребовать деньги на ремонт.
| | Для большинства автомобилистов авария – это шок, стресс и большая неприятность. Но некоторые особи сделали ДТП своим бизнесом. Речь идет о так называемых подставах, когда незначительную аварию провоцируют для того, чтобы у мнимого виновника потребовать деньги на ремонт. |
Такие «подставы» стали практиковаться в 90-х годах прошлого столетия в России и других постсоветских странах. Возникновение данного «бизнеса» стало возможным из-за пробелов в законодательстве и отсутствии всеобщего страхования владельцев автотранспорта. Обычно «сценарием» предусмотрено несколько участников. Одно из действующих лиц – дорогой и престижный, но слегка побитый автомобиль. Другая машина должна быть самой обычной – чтобы ее впоследствии не смогли запомнить и идентифицировать. Итак, на дороге выбирается «жертва», с которой дорогая машина легко соприкасается. После контакта «жертву» останавливают, обвиняют в нанесении существенных повреждений дорогой машины и вымогают деньги на ее ремонт. Если «жертва» расстается с деньгами прямо на месте или спустя какое-то время под давлением нескольких «свидетелей», значит, «подстава» удалась.
«Группа риска»
Чтобы не попасть в поле зрения мошенников, следует знать, кого они выбирают на роль «жертвы». Как правило, это люди на новых не очень дорогих иномарках. Поскольку данный «бизнес» основан на психологическом давлении, в «жертвы» выбирают либо неуверенных в себе людей («чайников», женщин или пенсионеров, иногородних), либо невнимательных (болтающих по мобильному телефону, курящих, едущих с громкой музыкой и т. д.). «Под прицел» жуликов попадают и автомобили, постоянно мечущиеся из ряда в ряд.
Кого «подставлялы» стараются не трогать? Отечественные недорогие машины – их владельцы, как правило, небогаты и не возят с собой много денег. Автомобили, в которых есть пассажиры, фактически являющиеся лишними свидетелями, «подставлял» тоже не интересуют. Нечего бояться и владельцам новых машин представительского класса или внедорожников, особенно с «крутыми» номерами «II», «OO», «MI» и т. п.
Подготовка для защиты
Чтобы не стать жертвой мошенников, неплохо бы изучить приемы их работы. Основные схемы, по которым работают «подставлялы», показаны на рисунках. Банальный, но действенный совет – постараться не нарушать ПДД, особенно при выборе ряда и маневрировании. При движении надо всегда быть внимательным. Каждый раз перед маневром и во время его выполнения необходимо посматривать в наружные зеркала заднего вида (неплохо бы поставить панорамные зеркальца). Если кто-то просит уступить дорогу, при перестроении нужно соблюдать правила и маневрировать осторожно, без резких движений.
«Подставные» автомобили – в основном не очень старые и крупные машины представительского класса. Ими могут быть 3 – 8-летние Volvo, Mercedes, Audi, BMW – их ремонт до сих пор стоит дорого. Могут встречаться машины и с «неродными» «шильдиками» – например, Mercedes S320 для большей «крутизны» превращается в S600. На авто могут быть едва заметные следы ДТП или недавнего ремонта. Если в поле зрения появился такой автомобиль, лучше держаться от него на расстоянии.
Жуликов, промышляющих данным бизнесом, отпугивают наклейки страховых компаний на корме машины. Для большинства «подставлял» застрахованная машина – лишняя морока, которая к тому же таит в себе риск попасть «под статью».
Авария или «подстава»?
Как нужно вести себя в случае ДТП, описано в пп. 2.10 и 2.11 ПДД. Соблюдение этих требований должно доказать жуликам, что перед ними – грамотный и образованный человек, которого нелегко запутать или запугать. Сразу после подставного ДТП жулики наверняка начнут оказывать психологическое давление. При этом свидетелей у аферистов будет больше, чем у вас. Однако дальнейшее развитие событий в большей степени зависит от поведения «жертвы». Если возникли подозрения в «подставе», не следует поддаваться на любые уговоры участников ДТП. Главное правило – вызвать ГАИ и до приезда милиции не перемещать автомобиль и отлетевшие части. Важно не поддаваться на провокации и не вступать в словесные перепалки. Необходимо записать номер, марку и цвет «подставленного» автомобиля, а также координаты свидетелей, но свои документы чужим людям давать нельзя. Ведь они могут запомнить адрес и прийти с вымогательствами к «жертве» домой. Один из признаков «подставы» – характер повреждений у обоих пострадавших автомобилей. Если на вашей машине одна легкая царапина, а на другой треснули бампер, указатель поворота и множественные царапины – это повод усомниться в естественности случившегося. Нельзя выпускать свою машину из поля зрения – не исключено, что повреждения могут «доделать» после ДТП. Если вам угрожают, закройтесь в своей машине и звоните в милицию с заявлением об угрозе, при этом не забудьте спросить у оператора номер или фамилию (этот факт можно будет впоследствии использовать в суде). Впрочем, не следует забывать, что цель злоумышленников – быстрое получение возмещения на месте ДТП. Поэтому чаще всего «жертве» намекают, что готовы не вызывать ГАИ, а согласны мирно разойтись и смириться с причиненными их машине повреждениями за определенную плату. Часто преступники звонят на «свои» СТО и просят мастера огласить «жертве» цену ремонта. Но ведь ни один эксперт не сможет без осмотра назвать хотя бы приблизительную стоимость восстановления! Не следует соглашаться и на предложения «подъехать на ближайшую СТО» – автомобили должны оставаться на месте ДТП до прибытия милиции. Бывают даже случаи, когда приехавшие инспекторы ГАИ сразу узнают в злоумышленниках «псевдопострадавших» во вчерашнем (позавчерашнем) похожем ДТП.
Если автомобиль застрахован, следует заявить об этом участникам ДТП, звонить в страховую компанию и говорить, что возникли подозрения в «подставе». В таком случае страховщик обычно присылает аварийного комиссара, который профессионально разберется с «подставлялами».
Если вдруг мошенники захотят разойтись с миром без денежного возмещения, это соглашение должно быть оформлено в письменном виде, лучше с привлечением свидетелей со стороны. Ведь не исключено, что после устной «мировой» участники аварии останутся на месте ДТП и впоследствии обвинят «жертву» в побеге с места происшествия. Если же вам приходится вызывать милицию, делайте это сами, чтобы избежать приезда «своих» милиционеров. Когда инспекторы приедут, подробно изложите ситуацию и выскажите свои подозрения в том, что это ДТП подстроено с целью вымогательства. Заполните протокол, проверьте правильность схемы, внесите в документы сведения о свидетелях. Все эти действия помогут выиграть дело в суде.
| МНЕНИЕ | | Александр Кебкал Адвокат адвокатской конторы «Грамацкий и партнеры» Чтобы привлечь «подставлялу» к уголовной ответственности, необходимо доказать, что виновным в совершении ДТП является именно этот человек, действиями которого причинен материальный ущерб в больших размерах. Тогда открывается дело по ст. 194 УК Украины – «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» (штраф до 850 грн. или лишение свободы до двух лет). Однако на практике это условие часто не выполняется – большинство «разборок» заканчиваются без вызова инспекторов ГАИ, а повреждения автомобилей участников ДТП являются не очень значительными. Немного проще обстоят дела в том случае, когда «подставлялы» начинают заниматься открытым вымогательством денег или другого имущества у «жертвы», угрожая применением насилия над ней или ее родственниками, уничтожением имущества и т. д. В этой ситуации потерпевшему надо обратиться с соответствующим заявлением в милицию. Правоохранительные органы после проверки поданного заявления и при условии подтверждения изложенных в нем фактов должны возбудить уголовное дело по ст. 189 УК Украины «Вымогательство» (до 5 лет лишения свободы, с насилием – 5 – 10 лет с конфискацией имущества). Если после неудачной попытки получить с водителя деньги «подставлялы» вдруг решат уехать с места ДТП, водителю необходимо записать номер их автомобиля и вызвать инспекторов ГАИ для составления соответствующего протокола. На сегодняшний день действующим законодательством Украины за оставление места совершения ДТП предусмотрена только административная ответственность (согласно ст. 122-2 КоАП – штраф 136 – 170 грн. или лишение права управления на 1 – 3 года). Однако хочется верить, что после вступления в силу Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» с 1 января 2005 года «подставлял» станет меньше. Ведь когда виновник ДТП будет определяться квалифицированным аварийным комиссаром, а деньги за повреждения будет выплачивать страховая компания, бизнес таких жуликов утратит смысл. |
|
|
«Подстава» первая: у меня не проскочишь… |
В большом городе автомобиль перестраивается из ряда в ряд десятки раз за день. При этом есть вероятность того, что при перестроении можно не заметить другую машину, которая в этот момент будет находиться в «мертвой зоне» зеркал заднего вида. Именно этим часто пользуются злоумышленники *. При перестроении они подставляют свою машину для легкого касания. Понятно, что на их автомобиле обнаруживается большое количество вмятин и царапин. * На всех иллюстрациях «жертва» – синяя машина, остальные – «подставлялы» |
|
|
«Подстава» вторая: дай дорогу дяде… |
Двигаясь в левом или среднем ряду, «жертву» догоняет «подставляла». Он начинает активно мигать фарами и сигналить, вынуждая «жертву» спешно перестраиваться (а). В момент перестановки автомобиль, едущий в соседнем ряду, ускоряется или же находится в «мертвой зоне» зеркала. «Жертва» его неумышленно задевает и, согласно ПДД, оказывается виновником LNG (б). |
|
|
«Подстава» третья: «неправое дело» |
Двигаясь в левом ряду с большой скоростью (а), «жертва» неожиданно догоняет машину, едущую гораздо медленнее (может быть с буквой «У» или «туфелькой»). При объезде «тихохода» справа «жертву» «догоняет» вторая машина злоумышленников (б). При разборе ДТП все выглядит так, как будто «жертва» начала внезапно перестраиваться, не убедившись в отсутствии помехи. |
|
|
«Подстава» четвертая: остановка в пути |
На перекрестке подставной автомобиль оказывается перед «жертвой», остановившейся перед светофором или знаком «Уступите дорогу». Сначала «подставляла» резко трогается, «жертва» – за ним (а). Но пока водитель второй машины убеждается в отсутствии помех, вертя головой в разные стороны, «подставной» резко тормозит, и «жертва» въезжает в него сзади (б). Впоследствии необходимость торможения «подставляла» может объяснить тем, что, например, пропускал автомобиль. |
|
|
«Подстава» пятая: «самая наглая» |
Подставной автомобиль подрезает «жертву» и резко тормозит. Второй вариант – на подъеме в пробке подставной автомобиль просто откатывается вниз на «жертву». При отсутствии свидетелей доказать откат очень трудно. |
|
|
Юрий Игнатов
Фото Сергея Кузьмича, компьютерные иллюстрации Александра Костура