
Осеннее скольжение
По асфальту, который покрыт слоем желтых листьев, смоченных дождем или утренней росой, машина может скользить не хуже, чем по льду. Самое время вспомнить основные приемы торможения.
![]() | ![]() | По асфальту, который покрыт слоем желтых листьев, смоченных дождем или утренней росой, машина может скользить не хуже, чем по льду. Самое время вспомнить основные приемы торможения. |
На скользкой дороге – не важно, по какой причине она стала такой, – коэффициент сцепления покрышек с поверхностью снижается настолько, что во время маневрирования автомобиль может стать неуправляемым. Мокрые листья в первую очередь опасны при торможении – вероятность блокировки колес на них многократно возрастает.
Проверенные способы
Как правило, при плавном притормаживании опавшая листва не опасна для водителя – до скольжения колес дело не доходит. Но мало-мальски интенсивного замедления обычным способом (нажатием на педаль с постоянным или возрастающим усилием) нужно избегать. Чтобы не вызвать юза, в машинах без ABS следует применять прерывистое торможение: нажимать на педаль до блокировки колес, тут же отпускать ее и нажимать снова, повторяя циклы до полной остановки. Лучше отпускать педаль не до полного растормаживания колес, а ровно настолько, чтобы они лишь разблокировались. Такой прием (его называют ступенчатым) требует тонкого знания «нрава» автомобиля и серьезных навыков. Для этого стоит потренироваться в торможении на безопасном участке дороги.
Первое прикосновение к педали должно быть достаточно сильным – пробным, чтобы можно было оценить условия торможения. По мере снижения скорости каждое последующее нажатие может быть все более длительным и сильным, поскольку при меньшей скорости блокировка происходит позднее. Увод автомобиля, возникающий в моменты скольжения колес, нужно сразу корректировать.
Владельцы машин, оборудованных ABS, избавлены от необходимости применять прерывистое или ступенчатое торможение – за них это сделает электроника. С появлением толчков на педали, свидетельствующих о срабатывании антиблокировочной системы, не следует пугаться и ослаблять давление на тормоз.
Однако всецело полагаться на ABS нельзя. В некоторых случаях система удлиняет тормозной путь – например, на асфальте с неоднородным по коэффициенту сцепления покрытием. Поэтому нужно быть начеку и при наличии электронного помощника.
Двигатель поможет
Прерывистое или ступенчатое замедление будет более эффективным, если его совместить с торможением двигателем. Помощь мотора повышает курсовую устойчивость машины на скользком покрытии, поскольку значительно отодвигается момент начала блокировки колес.
При отпущенном акселераторе и включенной передаче автомобиль снижает скорость вплоть до падения оборотов двигателя до холостых, после чего нужно перейти вниз на следующую передачу – и так до второй включительно. Движения с нажатой педалью сцепления и на «нейтралке» следует избегать!
А лучше – не тормозить | |
| |
![]() |
Тактическая хитрость | |
| |
![]() |
Всегда готов! | |
| |
![]() |