X

Опасные маневры

Нередко, совершая какие-либо маневры, водители становятся инициаторами аварии. Как избежать ДТП при маневрировании?

Нередко, совершая какие-либо маневры, водители становятся инициаторами аварии. Как избежать ДТП при маневрировании?

Нередко, совершая какие-либо маневры, водители становятся инициаторами аварии. Как избежать ДТП при маневрировании?

Зона пешеходного перехода

Ситуация. Водитель грузовика, увидев человека, выбегающего на пешеходный переход, резко тормозит и пытается его объехать. Водитель, движущийся по соседней полосе, объезжает препятствие по встречной и сталкивается с легковушкой. В данной ситуации неправильными были действия водителей грузового и легкового автомобилей, так как они не выполнили требования п. 10.1 (перед началом движения, перестроением и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения). По отношению к этим водителям п. 12.3 (см. блок «Языком ПДД».) применять нельзя, так как он разрешает только безопасный для других участников дорожного движения объезд препятствия. Пешеход нарушил требования п. 4.14 «а», «б» (запрещается выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения, внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход).

Совет. Увидев приближающегося к пешеходному переходу человека, заранее сбавьте скорость и будьте готовы к торможению. Также непременно оцените обстановку позади своего авто, чтобы резким маневром не вызвать ДТП. Если пешеход перебегает дорогу, правильнее будет применить экстренное торможение, так как пока вы будете объезжать его, он пробежит некоторое расстояние. Объезд опасен еще и тем, что пешеход может остановиться, побежать вперед или назад. Объезд возможен только в последний момент, когда очевидно, что наезда избежать не удастся. Водителю на второй полосе в подобном случае нужно только тормозить: даже если столкновения с грузовиком избежать не удастся, его последствия будут менее тяжелые, чем при лобовом ударе. В реальной ситуации столкновения не произошло благодаря правильным действиям водителя встречного автомобиля, который, увидев бегущего к переходу пешехода, снизил скорость, а затем, применив экстренное торможение, предотвратил столкновение.

Обгон колонны

Ситуация. Водитель микроавтобуса обгоняет колонну из двух грузовиков. За ним выходит на обгон легковой автомобиль, но его водитель не видит обстановку впереди и после ухода микроавтобуса вправо оказывается в непосредственной близости от встречной легковушки. Водитель обгоняющего автомобиля нарушил требования п. 14.2 «в» (перед началом обгона водителю следует убедиться, что полоса встречного движения, на которую он будет выезжать, свободна от транспортных средств на достаточном расстоянии). Если ширина проезжей части недостаточна, возможно лобовое столкновение, предотвратить которое могут только согласованные действия водителей: торможение и уход на свою полосу или разгон и завершение обгона обгоняющим, и торможение с уходом максимально вправо – водителя встречной машины. Опасно и то, что экстренное торможение нередко приводит к заносу автомобиля и столкновению со встречным авто. Учитывая суммарную скорость сближения машин, тяжелые последствия ДТП неизбежны.

Совет. Обгоняя несколько автомобилей, один из которых вполне может оказаться длинномерным грузовиком с прицепом, учитывайте длину свободного пространства на встречной полосе. Если вы не видите, что происходит на встречной, откажитесь от обгона. Для водителей, движущихся по свободной полосе, обгон, совершаемый встречным грузовиком или автобусом, тоже должен сработать как сигнал «Внимание!». Сместившись правее, вы увеличите видимое пространство за обгоняющим автомобилем, а снизив скорость – увеличите запас времени для маневра вправо. Запомните: хуже лобового удара нет ничего! Водитель автопоезда может помочь, заранее включив левый поворот (сигнал "Не обгоняй, опасно!") или притормозив, чтобы обгоняющий быстро завершил обгон.

Обгон через сплошную осевую

Ситуация. Водитель легковой машины, нарушая п. 34.1.1, пересек сплошную линию разметки, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, и начал обгонять два грузовых автомобиля. Из-за недооценки суммарной длины грузовиков и дистанции между ними он неправильно вычислил необходимое для совершения маневра расстояние и создал опасность для водителя встречного авто. Лобовое столкновение предотвратил водитель встречной машины, резко затормозив и повернув в сторону обочины, хотя и не должен был этого делать, так как ехал по своей полосе.

Совет. Лучше не совершайте обгон с выездом на полосу встречного движения через сплошную линию разметки, даже если правилами это разрешено (обгон одиночных транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/час при условии обеспечения безопасности дорожного движения). Приступая к обгону грузовика, оцените его длину, сопоставьте скорость движения своего автомобиля и обгоняемого. Маневр совершайте на пониженной передаче с максимально возможной интенсивностью разгона.

Выезд с парковки

Ситуация. Водитель легкового автомобиля, припаркованного передней частью под углом к тротуару, выезжает задним ходом с места парковки. Так как за ним стоит грузовик, он практически не видит, что происходит на дороге. Водитель легковушки, заметив выезжающую машину, тормозит и пытается объехать препятствие по встречной полосе, тем самым создавая опасность для встречного автомобиля. Водитель выезжающей машины нарушил требования п. 10.1 и п. 10.10, запрещающего движение задним ходом на участках дорог с ограниченной обзорностью или недостаточной видимостью. Водитель попутного авто нарушил пункт 10.1 (см. прим.).

Совет. При выезде с парковки следует попытаться в несколько приемов развернуть машину «носом» в сторону выезда, чтобы видеть происходящее за грузовиком в зеркале заднего вида, или воспользоваться помощью пассажиров или других лиц для оценки ситуации за препятствием. Если это невозможно, выезжать нужно на небольшой скорости и на минимально необходимое расстояние, включив при этом «аварийку» и прислушиваясь к вероятным сигналам. Двигаясь вдоль ряда запаркованных машин и увидев показавшийся из-за препятствия багажник, следует притормозить и попытаться привлечь внимание его водителя звуковым сигналом. А водитель встречной машины должен ехать как можно правее и быть готовым к возможному объезду препятствия по его полосе.

Зона разворота

Ситуация. Водитель автобуса включил левый поворот (1) и приступает к развороту в специальном месте, обозначенном знаком 5.27 «Зона для разворота». Учитывая габариты автобуса, он значительно снижает скорость и въезжает в зону разворота только частично, перекрывая третью полосу (2). Легковой автомобиль, движущийся за ним, резко тормозит (3), а третий водитель, чтобы избежать аварии, уходит вправо, где сталкивается с движущимся по второй полосе грузовиком. К водителю автобуса в данной ситуации претензий нет. Водитель первой машины, применив экстренное торможение, успел остановиться. Водитель второй легковушки, резко сместившись вправо, нарушил п. 10.1 (создал опасность водителю грузовика). Пункт 12.3 в этой ситуации неприменим, так как разрешает безопасный для других объезд препятствия.

Совет. Водитель автомобиля, следующего за автобусом, был обязан предусмотреть возможность такого развития событий, как только увидел знак «Зона для разворота» и включенный левый поворот у автобуса. Притормозив заранее, он бы привлек внимание водителя второй легковушки и аварии не случилось бы. Водитель второй легковой машины должен соблюдать дистанцию, позволяющую своевременно остановиться без совершения маневра, и не должен уходить вправо, не убедившись в безопасности маневра. Тем более, он тоже мог предположить, что автобус не сразу развернется, а следвательно, нарушил первую часть ст. 12.3 (см. блок «Языком ПДД»). Если столкновение произойдет, его вина будет неоспорима.

Выбор полосы после разворота

Ситуация. Водитель легкового автомобиля разворачивается в специально отведенном месте. Выехав на третью полосу, он не разгоняется по ней, а пересекает ее, а затем и вторую, чтобы побыстрее занять крайнее правое положение. В ходе маневра он создает опасность для водителей автомобилей, движущихся по второй и третьей полосам, нарушая тем самым п. 10.1 ПДД. Водитель, обосновавший свой маневр необходимостью занять крайнее правое положение, неправ, так как требование при повороте двигаться ближе к правому краю проезжей части относится к повороту направо (п. 10.5).

Совет. Разворачиваясь в специальных местах, пропускайте транспортные средства, едущие прямо. После разворота вы должны оказаться на полосе разгона, а в случае ее отсутствия – лучше занять крайнюю левую полосу, и по ней разгоняться как можно интенсивнее. Только после набора скорости, равной скорости потока, можно с соблюдением требований ПДД перестраиваться вправо. Попытка пересечь сразу две полосы, чтобы занять пусть даже и свободную правую, может привести к аварии. Иногда такие маневры заканчиваются цепными столкновениями, парализующими движение. Если после разворота нужно сразу повернуть направо, лучше проехать до следующего места разворота.

 Языком ПДД

п. 1.5. Действия либо бездействие участников дорожного движения и прочих лиц не должны создавать опасность или препятствия для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.

п. 10.1. Перед началом движения, перестроением и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасным и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения.

п. 12.3. В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения объезда препятствия.

В статье использованы схемы типичных аварийных ситуаций, разработанные специалистами Центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ МВД Украины для автошкол и учебных заведений на основе анализа ДТП в Украине.

Александр Ландарь