X

Ночь длинна, а света нет…

Наружное освещение автомобилей играет важную роль в безопасности движения круглый год. Летом проще, ведь ночи-то короткие! А зимой с работы едешь уже с включенными фарами. Поэтому от состояния световых приборов зависит, насколько уверенно чувствует себя водитель в темное время суток, а от умения ими пользоваться – не создает ли он проблем себе и окружающим.

Наружное освещение автомобилей играет важную роль в безопасности движения круглый год. Летом проще, ведь ночи-то короткие! А зимой с работы едешь уже с включенными фарами. Поэтому от состояния световых приборов зависит, насколько уверенно чувствует себя водитель в темное время суток, а от умения ими пользоваться – не создает ли он проблем себе и окружающим.

Наружное освещение автомобилей играет важную роль в безопасности движения круглый год. Летом проще, ведь ночи-то короткие! А зимой с работы едешь уже с включенными фарами. Поэтому от состояния световых приборов зависит, насколько уверенно чувствует себя водитель в темное время суток, а от умения ими пользоваться – не создает ли он проблем себе и окружающим.

Задача-минимум при подготовке световых приборов состоит в том, чтобы стекла фар, задних фонарей, указателей поворотов (и их повторителей) были чистыми, горели все лампочки, которые должны гореть, и включались они именно тогда, когда нужно.

Проверяемся

Выработайте привычку перед выездом протирать стекла фар, задних фонарей и указателей поворотов. Чтобы вчерашняя грязь не засохла, лучше это делать дважды: вечером и утром. Вечернюю процедуру нужно выполнять аккуратно и осторожно. Хоть иногда очень хочется бросить на фару чистого снежку, делать этого не стоит, так как нагревшиеся стекла могут треснуть, лучше отложить эту процедуру до утра.

Убедитесь в том, что работают ближний и дальний свет, габаритное освещение, стоп-сигналы и указатели поворотов. Такую проверку проводят ежедневно, тем более что осуществить ее можно даже не выходя из машины, так как свет фар неплохо виден впереди машины, задние фонари отражаются в сугробе сзади, да и указатели поворотов тоже хорошо заметны (последние, как и фары, чаще всего включаются только при работающем зажигании).

Определить неисправность одной лампочки указателя поворота в некоторых машинах можно по режиму работы контрольной лампы. Например, на ВАЗах первых моделей «контролька» в этом случае мигнет только один раз и прекращает работать, а на «девятках», тавриях и большинстве иномарок она начинает моргать в два раза чаще, чем обычно.

На старых машинах иногда вполнакала горят «стопы» при включении «поворотов». Не паникуйте – это всего лишь отсутствие контакта фонаря с «массой». Можно попробовать постучать по фонарю, если не поможет – отвернуть и снова завернуть гайки крепления фонаря к кузову. Если уж и это не подействует, придется снимать фонарь и зачищать клеммы и место контакта корпуса фонаря с кузовом.

Важный момент – регулировка направления светового пучка. Слишком низко – самому не видно, чересчур высоко – слепите окружающих. Многие станции техобслуживания оснащены приборами, позволяющими проверить свет безо всяких экранов, замеров расстояния и т. п., поэтому лучше довериться специалистам.

Пользуемся

Вырабатываем привычку: включать наружное освещение нужно не тогда, когда самому не видно. С наступлением сумерек или, скажем, если надвинется темная снеговая туча, в первую очередь обозначаем свою машину для окружающих (включаем габаритные огни). Солнышко склоняется за горизонт или сыплет густой снег – включаем ближний свет. Экономя лампочки фар, можно попасть в серьезную аварию, устранение последствий которой обойдется гораздо дороже. Дальний свет включайте лишь на свободных дорогах. Переключаться на ближний не забывайте не только перед встречными машинами, но и догоняя кого-нибудь. Через зеркало заднего вида можно ослепить не хуже, чем «в лоб». Чтобы уберечься от подобного ослепления, используйте на зеркале регулятор «день – ночь».

 «Световой» комплект

Обязательно возите с собой комплект ламп наружного освещения. Большую их часть заменить можно довольно легко и быстро (кроме лампочек повторителей указателей поворотов на некоторых автомобилях с установленными подкрылками). Если нет запасных ламп, возможно, придется переставить рабочую лампу справа налево, так как в соответствии с Правилами дорожного движения в темное время суток нельзя продолжать движение, если левая фара не работает в режиме ближнего света.

 Проверка наружного освещения с места водителя

 Полезные мелочи

В зимнее время очень многое зависит от состояния лобового стекла – если оно грязное, то опасность ослепления не меньше, чем при плохо отрегулированных фарах встречного автомобиля. Грязная поверхность стекла, причем как наружная, так и внутренняя, рассеивает световой поток и создает засветку, снижающую видимость, и блики, отвлекающие внимание водителя. Поэтому следим за наличием жидкости в бачке омывателя и регулярно протираем стекло из салона. Не стоит экономить на щетках стеклоочистителя! Вытирая засохшую на фарах грязь, мы царапаем стекло, в результате световой поток частично рассеивается, ослабевает, и «дальнобойность» фары уменьшается, поэтому на автомобилях-ветеранах лучше заменить рефлектор со стеклом: безопасность все-таки дороже.

 Совет «АЦ»

Полезная вещь – противотуманные фары, но только правильно установленные. У них очень широкий угол рассеивания светового пучка, и с ними даже при отсутствии тумана намного лучше видно обочину. Но нарушение углов установки противотуманных фар создает проблемы. Поднятые вверх выше нормы, они слепят гораздо сильнее обычных, а дорогу освещают хуже.

Александр Ландарь
Фото Владислава Бойко