Уснуть за рулем автомобиля во время движения – пожалуй, самое опасное, что может случиться в пути. Если в любой другой критической ситуации у водителя есть хоть какие-то шансы избежать неприятностей, то краткие мгновения сна парализуют его полностью. Грань между бодрствованием и сном на деле становится гранью между жизнью и смертью.
Уснуть за рулем автомобиля во время движения – пожалуй, самое опасное, что может случиться в пути. Если в любой другой критической ситуации у водителя есть хоть какие-то шансы избежать неприятностей, то краткие мгновения сна парализуют его полностью. Грань между бодрствованием и сном на деле становится гранью между жизнью и смертью.
Уснуть за рулем автомобиля во время движения – пожалуй, самое опасное, что может случиться в пути. Если в любой другой критической ситуации у водителя есть хоть какие-то шансы избежать неприятностей, то краткие мгновения сна парализуют его полностью. Грань между бодрствованием и сном на деле становится гранью между жизнью и смертью. |
«Что ж, такова судьба, с ней не поспоришь», – скажут умудренные опытом философы. Да, любой из нас смертен. Но у каждого всегда есть право выбора. И если те, кто читает сейчас эти строки, примут к сведению изложенное ниже, значит, ими будет сделан правильный выбор.
Типы сна
Будучи экспериментатором по призванию, я частенько проводил опыты над собой. Так было и со сном. Как правило, человеку для полноценного отдыха необходимо спать не менее восьми часов в сутки. Но многим людям в силу специфики их работы или по каким-то иным причинам это не всегда удается. Вот я и попытался освоить еще три способа восстановления сил.
1. Сон «запоем». Так отдыхает человек, вынужденный бодрствовать сутки, а то и двое, после чего для восстановления сил ему необходимо спать 12 – 18 часов подряд.
2. «Звериный» сон. Так восстанавливают силы животные – засыпают, когда позволяет ситуация, и просыпаются через десять-двадцать минут. Этот тип сна можно еще назвать «сон разведчика» (помните, как спал Штирлиц?).
3. Сон по Леонардо да Винчи. Этот способ отдыха наиболее интересен. Великий ученый эпохи Возрождения экспериментальным путем вывел ту методику восстановления сил, которая позволяла ему работать сутки напролет. Причем все очень просто – пятнадцать минут сна каждые четыре часа. Итого – полтора часа в сутки. Шесть пятнадцатиминутных перерывов полностью восстанавливают все функции организма и разлагают накопившиеся в мозговых тканях вредные вещества. Благодаря такому режиму да Винчи успел за свою жизнь сделать в несколько раз больше, чем его современники. Но метод Леонардо не прижился. И не потому, что его сложно освоить. Как раз наоборот – приучить себя к подобному режиму сна достаточно просто, это занимает всего месяц. Проблема в другом – большинство людей теряется, когда получает в свое распоряжение двадцать два с половиной часа свободного времени в сутки, и не знает, что с ним делать. Впрочем, современные медики считают, что «сон Леонардо» можно практиковать ограниченное время, например, если нужно срочно решить ту или иную задачу, после чего необходимо вернуться к обычному восьмичасовому сну.
Если рассматривать вышеназванные типы сна применительно к автомобилистам, то сон «запоем» следует однозначно исключить, а вот второй и третий с успехом брать на вооружение.
Монотонное движение
На ровных и хорошо просматривающихся участках междугородных автотрасс водителей подстерегает еще более коварный враг, чем усталость, – утомление однообразием. Оно возникает не потому, что исчерпались энергетические ресурсы организма, а потому, что человеку надоело выполнять однообразную работу – вести автомобиль по прямой и ровной дороге, вокруг которой простирается однообразный ландшафт. Для данного типа утомления характерны состояние скуки, апатия, сонливость, а также возникновение зрительных иллюзий и даже галлюцинаций. Спастись несложно с помощью перемены деятельности: выйти из машины, сделать физические упражнения или выпить чашечку кофе.
Причиной многих аварий на дороге часто становится так называемый дорожный гипноз. Его проявления – от частичной заторможенности (потеря внимания, замедление реакции, безразличие к окружающему) до полного отключения сознания, фактически сна с открытыми глазами. Возникновение дорожного гипноза может спровоцировать не только усталость, но и переедание, а также высокая температура в салоне или пережитое накануне нервное потрясение. Если водитель долго находится в дороге и скорость движения длительное время остается постоянной, то равномерное чередование столбов, световых сигналов и линий разметки на проезжей части вызывает состояние сонливого оцепенения, напоминающее гипнотический сон. Исследования, проведенные в реальных дорожных условиях, показали, что в подобном состоянии водитель может проехать по автостраде около 20 км. И хотя в это время он автоматически все же контролирует ситуацию и воспринимает внешние раздражители, у него существенно снижается скорость реакции. Бороться с данной проблемой можно по-разному. Побеседовать с попутчиком (в крайнем случае, с самим собой, только вслух), включить музыку, (но, конечно, не колыбельную).
Тестируем себя …
С возрастом человеческому организму свойственно быстрее накапливать усталость. Если в молодости водитель способен провести за рулем всю ночь напролет, то к 35 – 40 годам сонливость в это время суток проявляется обязательно, даже если перед дальней поездкой удалось неплохо отдохнуть. Дает о себе знать и нарушение функций сна: например, хроническая бессонница, синдром обструктивного апноэ, нарколепсия, синдром периодических движений конечностей во сне. Все эти расстройства могут сопровождаться выраженной дневной сонливостью. Проверить свое состояние мы предлагаем с помощью несложных тестов.
Сон – самый эффективный способ восстановить работоспособность. И не нужно бороться со сном. Нужно просто поспать. Но не за рулем…
| |||||||
| |||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |
| |