X

Не приближайся – мы незнакомы!

Статистика показывает, что две трети ДТП – это наезды сзади. Хотя, казалось бы, соблюдать безопасную дистанцию несложно.

Статистика показывает, что две трети ДТП – это наезды сзади. Хотя, казалось бы, соблюдать безопасную дистанцию несложно.

Статистика показывает, что две трети ДТП – это наезды сзади. Хотя, казалось бы, соблюдать безопасную дистанцию несложно.

С ростом загруженности дорог наблюдается естественное стремление уплотняться. Кажется, что, прижавшись к едущей впереди машине, ты продвигаешься быстрее. Но тут могут возникнуть проблемы – например, на светофоре, когда водитель пытается проскочить на желтый свет, но в последний момент передумывает. Эта хитрость и надежда на авось и приводит к столкновению.

Самая распространенная ситуация, когда водители не учитывают изменения скорости. Можно ехать в пробке со скоростью 20 км/ч в течение 20 минут, а миновав узкое место, перейти на другой скоростной режим – 60, а то и 80 км/ч. Тут и подстерегает нас психологическая ловушка – скорость возросла вдвое, втрое, а водитель продолжает сохранять почти такую же дистанцию, как в медленно ползущей тянучке 2 минуты назад.

Даже если первый автомобиль тормозит плавно и прогнозируемо, четвертый-пятый из-за времени реакции человека могут столкнуться.

Чем обусловлена необходимость соблюдения дистанции? Объективным временем запаздывания реакции едущего сзади. Когда вы увидели стоп-сигналы, передний автомобиль уже полноценно тормозит. Вам же еще нужно понять, что происходит, а также отпустить газ, перенести ногу на педаль тормоза и нажать ее. Даже у здорового неуставшего человека на все это уходит какое-то время, не говоря уж об утомленном водителе. Таким образом, ваш автомобиль начинает тормозить значительно позже, чем передний. По этой причине каждый раз для сохранения постоянной дистанции вы вынуждены тормозить немного сильнее, чем он. Нужно также контролировать ситуацию перед едущим впереди автомобилем, хотя бы наблюдая за стоп-сигналами.

Для сохранения одинаковой дистанции следующий сзади автомобиль должен тормозить сильнее, чем идущий впереди.

Проблемы возникают, когда вмес­те оказываются несколько водителей, не умеющих держать дистанцию. Жертва занимает примерно 5–8-е места в этой «колонне». Первый начинает тормозить плавно и заблаговременно, каждый последующий немного запаздывает и вынужден тормозить все сильнее, чтобы сохранить расстояние до переднего. Таким образом, «волна» усиления торможения растет назад по «колонне», предпоследний тормозит в пол, а наш «герой» – в багажник последней машины.

Обратите внимание, что проблемы есть у всех водителей, оказавшихся в этом месте. За исключением, возможно, первого. Но номинальный виновник только один – тот, кто догнал впереди идущего. Остальные посчитают, что они тут ни при чем и для них это не является сигналом. Они даже могут не узнать, что произошло сзади. Вот это и есть та коварная ловушка – мы не каждый раз становимся жертвами и потому списываем неприятности на волю случая.

Чтобы измерить безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля, начните отсчет от места, где он поравнялся со знаком, и закончите, когда с ним поравняется ваша машина.

Время на счету

Определить оптимальность дистанции в метрах сложно, так как глазомер у всех людей разный. ­Уйти от любых затруднений помогает ключевое понятие – время. Ведь все дело в запаздывании, которое измеряется временем. В среднем это – 0,7 секунды. Это значит, что при прочих равных условиях до начала торможения вы приближаетесь к переднему автомобилю на расстояние, которое проезжаете за 0,7 секунды на первоначальной скорости. После этого вы уже тормозите так же, и расстояние до переднего автомобиля не меняется. Таким образом, дистанцию нужно измерять во времени. Сделать это можно следующим образом. Вы выбираете хорошо узнаваемый объект у дороги, мимо которого проезжает ваш ряд. Это может быть что угодно: дерево, дорожный знак, какой-то предмет на обочине, фонарный столб. Засекаете момент, когда мимо этого объекта проезжает впереди идущий автомобиль, и начинаете считать секунды до того момента, пока вы сами не проедете мимо него.

В результате вы узнаете, сколько между вами времени. Оптимальная дистанция – 2 секунды. При монотонной длительной езде или на мокром покрытии увеличивайте дистанцию до 3-4 секунд. Вы расслаблены, концентрация снижена, и запаздывание будет больше. Также дистанция должна увеличиваться, если вы устали, чувствуете недомогание или у вас есть сомнения в том, что тормозной потенциал вашего автомобиля соответствует возможностям движущейся впереди машины. Это может быть связано с большой загрузкой, резиной не по сезону (например, зимой) или просто более устаревшим или изношенным авто.

Оптимальная дистанция до ближайшей машины – 2 секунды. Но если вы устали или едете по трассе, увеличьте это время вдвое.

Следует помнить еще об одном важном моменте – тормозные системы бывают с АБС (антиблокировочная) и без АБС. Во-втором случае на асфальто-бетонных дорожных покрытиях тормозной путь у «среднего» водителя больше, чем с АБС (речь не идет о гонщиках или подготовленных в школах водительского мастерства людях, но их «вычислить» по внешнему виду машины трудно). Если же машина с АБС едет по скользкой дороге или по песку, то тормозной путь, наоборот, увеличивается. Это также нужно учитывать, выбирая дистанцию. А вот определить наличие АБС в машине, которая перед вами, значительно сложнее. Чаще ими оснащены современные иномарки. Автомобили производства СНГ этой системы практически не имеют, а бюджетные иномарки типа Daewoo Lanos оборудованы ею не всегда.

Вадим Чернега
Рисунки Татьяны Кудиненко