Линзы или очки: Смотри в оба!
Различные «электронные помощники» в современных автомобилях уже умеют поддерживать заданную скорость или оптимальную траекторию движения в поворотах, соблюдать дистанцию и препятствовать заносу. Но заменить глаза водителя или помочь ему следить за дорогой никакая электроника не в силах.
Различные «электронные помощники» в современных автомобилях уже умеют поддерживать заданную скорость или оптимальную траекторию движения в поворотах, соблюдать дистанцию и препятствовать заносу. Но заменить глаза водителя или помочь ему следить за дорогой никакая электроника не в силах. |
Глаз – совершенный оптический прибор, высокочувствительный, самонастраивающийся и самовосстанавливающийся. Анатомически он (а именно – светочувствительная сетчатка) является участком мозга, выдвинутым на периферию. Стало быть, электронщикам, которые замахнутся на искусственное зрение, надо создавать не что иное, как искусственный разум. Поэтому в обозримом будущем водителю придется смотреть на дорогу самому. Что же нужно знать об особенностях зрения, чтобы ничто не мешало «глядеть в оба»?
Для начала надо учесть, что самый сложный прибор всегда наиболее уязвим. И к глазам это относится в полной мере. Чтобы утратить работоспособность, им достаточно только потерять возможность фокусироваться или устать. И, к сожалению, никто от этого не застрахован.
Меткий глаз, но усохли руки
Даже у тех, у кого от природы идеальное зрение, может развиться дальнозоркость. Люди с таким отклонением обычно шутят, что глаза у них в порядке, а вот руки короткие – трудно отставить книгу на расстояние, с которого можно ее читать. С возрастом, когда глазное яблоко чуть «усыхает», эти люди теряют способность четко видеть объекты (особенно вблизи) из-за смещения фокуса преломления световых лучей за сетчатку. Нередко это обнаруживается как раз при прохождении водителем медкомиссии. Диагноз врачей – дальнозоркость или гиперметропия.
Дальнозоркий человек не сразу замечает дефект своего зрения благодаря аккомодации. Это процесс приспособления глаз к условиям работы. В зависимости от того, переводим мы взгляд вдаль либо рассматриваем что-нибудь вблизи, аккомодационная мышца сжимает или растягивает хрусталик. Тем самым она до поры компенсирует и смещение фокуса. Но при постоянной перегрузке она может «не успевать» перестраиваться и уставать. Вследствие этого могут появляться головные боли (в районе лба и возле глаз), чувство давления в глазах. Особенно тяжело дальнозорким в темноте: утомленная аккомодационная мышца не успевает быстро реагировать на смену освещенности, а также адаптировать глаза после ослепления фарами встречных автомобилей.
Если вы заметили, что езда по ночным дорогам стала доставлять больше неудобств, чем прежде, или обнаружили у себя какие-то из перечисленных симптомов, имеет смысл обратиться к офтальмологу и проверить зрение. Не волнуйтесь, прав управлять железным конем из-за гиперметропии доктор не лишит. Но принимать меры нужно – у дальнозорких нередко развивается глаукома, а это заболевание представляет серьезную проблему для здоровья водителя. Выход – обзавестись корригирующими выпуклыми очками, причем двумя парами – «для дали» и «для близи». Но подбирать их непременно должен врач! Иначе «оптика» только навредит. И еще один немаловажный факт – сильно затемненные солнцезащитные стекла тоже излишне «напрягают» дальнозоркие глаза.
Таких не берут в дальнобои
Близоруких людей так же много, как и дальнозорких. Удаленные предметы они видят расплывчатыми, нерезкими и нечеткими. Поэтому близорукость (миопия) – куда большая помеха водителю, чем дальнозоркость, и без очков или контактных линз ему не обойтись. Причина данного нарушения зрения – также в смещенной фокусировке: световые лучи пересекаются не на сетчатке, а перед ней.
Различают три степени близорукости. До трех диоптрий – миопия слабой степени, от трех до шести – средней, более шести – высокой. Офтальмологи установили, что при коррекции очками миопии слабой и средней степени зрение приближается к идеальному. А вот при близорукости свыше 6 диоптрий даже профессионально подобранные стекла стопроцентного зрения обеспечить не могут. Поэтому медицинская комиссия отказывает в праве водить машину автолюбителям с высокой степенью миопии.
Однако в такой ситуации тоже есть выход. Это – контактные линзы. Они способны «подтянуть» дефект зрения с 10 диоптрий практически до нормы. Многие водители с миопией высокой степени проходят медкомиссию именно в линзах, хотя это и является своего рода обманом.
Водителю, ежедневно использующему контактные линзы, минимум раз в полгода необходимо посещать хорошего офтальмолога и обязательно уточнять, что он водит машину. Ведь серьезным осложнением миопии высокой степени является отслоение сетчатки. Разумеется, ни очки, ни линзы от этого не застрахуют. Поэтому тщательный контроль состояния сетчатки и своевременный прием «глазных» витаминов или применение другой поддерживающей терапии – в интересах водителя, а не ГАИ.
С точки зрения безопасности на дороге человеку с недостатками зрения линзы носить предпочтительнее, чем очки. У контактных линз есть ряд существенных преимуществ (см. таблицу). Но каков бы ни был ваш выбор, запасную пару «вторых глаз» – очков или линз – всегда стоит возить в машине.
Спасите наши очи!
От яркого солнечного света глаза водителей быстро устают. Одни прибегают к помощи темных очков, другие наклеивают солнцезащитные пленки на все стекла машины. У обоих вариантов есть свои преимущества и недостатки. Так, пленка на стекле защищает от яркого солнца не только водителя, но и пассажиров, а также предохраняет обивку салона от выцветания. И скрывает находящихся в салоне от любопытных взглядов. Но с точки зрения врачей более приемлемым вариантом все же оказываются солнцезащитные очки. Ведь в пасмурный день, в сумерках или ночью их можно снять или поменять, чего не сделаешь с тонировкой. А в условиях ухудшенной видимости сквозь затонированные стекла машины не видно почти ничего! Кстати, в дальней дороге специалисты советуют использовать очки «теплых» тонов или зеленоватые – они способствуют повышению общего тонуса и скорости реакции. Синие и черные (серые) очки вызывают депрессию и снижают скорость протекания нервных процессов.
Если на лобовом стекле автомобиля «от рождения» нанесена солнцезащитная полоса (как правило, плавно переходящая от еле уловимого тона к весьма насыщенному цвету), этого хватает, чтобы защититься от лучей «надоедливого» солнца. Кроме того, такая полоса обычно создается с помощью особого напыления между слоями стекла, поэтому она решает задачу «фильтрации» ультрафиолетового излучения и дает минимум искажений цвета и изображения. И практически ни в каких погодно-дорожных условиях не создает дополнительной нагрузки на глаза.
Если все-таки решено оклеивать боковые и задние стекла тонировочной пленкой, наносить слишком темную «защиту» не имеет смысла (да это и запрещено ПДД). Ведь в нашей полосе автовладельцы далеко не круглый год страдают от яркого солнца. Поэтому оптимальные для Украины – нейтральные пленки с ультрафиолетовым фильтром, способные пропускать достаточно высокий процент остального светового потока (согласно ПДД – 70%).
Очки или контактные линзы? |
|
«25-й кадр» | |
| |