X

Как тормозить, когда сцепные свойства шин снижаются: На ковре из желтых листьев

Можно ли «поскользнуться» на автомобиле? Запросто, если температура на улице снижается, дорога влажная или под колесами «ковер» из мокрых листьев. А скоро снег… Видно, пришло время вспомнить, какие приемы торможения используются, когда сцепные свойства шин снижаются.

Можно ли «поскользнуться» на автомобиле? Запросто, если температура на улице снижается, дорога влажная или под колесами «ковер» из мокрых листьев. А скоро снег… Видно, пришло время вспомнить, какие приемы торможения используются, когда сцепные свойства шин снижаются.

Можно ли «поскользнуться» на автомобиле? Запросто, если температура на улице снижается, дорога влажная или под колесами «ковер» из мокрых листьев. А скоро снег… Видно, пришло время вспомнить, какие приемы торможения используются, когда сцепные свойства шин снижаются.

До настоящих холодов и снега большинство автовладельцев не думают «переобувать» машину в зимние шины. На первый взгляд, они правы – днем еще тепло и асфальт сухой. Но по утрам и вечером ситуация несколько иная. И когда температура воздуха опускается ниже 7ОС, свойства летних покрышек значительно ухудшаются. Резина теряет эластичность и хуже «цепляется» за дорожное покрытие. Это сказывается не только на устойчивости и управляемости машины, но и на эффективности торможения. Сцепление «задубевших» шин с влажным после дождя или тумана, а то и скользким после ночных заморозков асфальтом намного хуже, чем с сухим покрытием.

Особую опасность таят мосты и открытые, продуваемые участки дорог. Именно здесь появляется первое обледенение. Перед такими отрезками лучше плавно погасить скорость. Трава и опавшие листья также могут доставить неприятности. Намокнув, они образуют тонкую скользкую пленку, похожую на гололед. При интенсивном торможении на таком покрытии остановочный путь существенно увеличивается. Более того – если автомобиль попадет на эту пленку одной стороной, его может развернуть и бросить на бордюр.

Общие рекомендации

На дороге с низким коэффициентом сцепления в автомобиле без ABS главное – не заблокировать колеса, иначе он потеряет управляемость. Поэтому очень важно прочувствовать момент начала скольжения. Его можно определить, несильно продавив педаль тормоза. Если колеса не блокируются, нажмите чуть интенсивнее – до тех пор, пока не начнется юз (в автомобилях с ABS – срабатывание системы). Таким образом определяется зона работы педали, в которой машина эффективно замедляется и колеса не блокируются.

Правильнее всего приучиться тормозить загодя и плавно. Но если недостаточно времени и места, приходится прибегать к приемам экстренного торможения. Их великое множество, но есть несколько основных. Итак, колеса пошли в юз…

Без электронного помощника

Тут же следует частично отпустить педаль, а затем продавить ее снова. И так – несколько раз. Такое торможение с кратковременной блокировкой колес и повторяемостью силы и интервала нажатий называется прерывистым. Главное в этом случае – хорошо прочувствовать момент блокировки. При этом все четыре колеса эффективно замедляют машину, тормозной путь меньше, чем при плавном торможении, авто сохраняет курсовую устойчивость. Колеса же отпускаются настолько, что при необходимости можно объехать препятствие.

При ступенчатом торможении первое нажатие на педаль может быть не очень сильным, а каждое последующее – все интенсивнее и продолжительнее. Или наоборот: первым сильным нажатием можно максимально погасить скорость автомобиля (до блокировки колес), а затем, постепенно уменьшая силу и продолжительность давления на педаль, замедлить или остановить его. На очень скользкой дороге будет меньше шансов заблокировать колеса слишком сильным нажатием, когда скорость машины уже снизится. В первом случае замедление получится плавным, а во втором – более эффективным.

Перечисленные приемы удобно использовать, когда сухой асфальт чередуется с мокрым, лужами, грязью, влажными листьями или со снегом и льдом, а также на неровном покрытии. При этом нажимать на педаль следует на сухом и ровном асфальте, а отпускать ее – перед выездом на скользкий участок (на плохой дороге – перед неровностью).

В момент замедления автомобиля на скользкой дороге лучше выжать сцепление, но не выключать передачу (тогда при необходимости, отпустив педаль, легко передать момент на ведущие колеса). Иначе можно, заблокировав колеса, заглушить двигатель (особенно на переднеприводном авто). При этом еще и гидроусилитель отключится. Если машина заднеприводная, эффект торможения двигателем способен спровоцировать занос, когда на заднюю ось попадет избыточный момент от двигателя – словно затянули «ручник».

В тандеме с электроникой

Владельцы автомобилей, оборудованных всевозможными электронными помощниками (ABS, ESP), порой даже не представляют, каким будет тормозной путь их «железных коней», когда сцепные свойства ухудшатся. Ведь иногда такие машины очень эффективно замедляются на сухой дороге без вмешательства ABS, а на скользком или неровном покрытии система срабатывает очень рано, не давая оттормозиться. Чтобы определить тормозной путь своей машины, в плохую погоду стоит выехать на скользкий полигон или пустую улицу и попробовать интенсивно замедлиться со скорости около 60 км/ч. То же советуем проделать на 80 км/ч и посмотреть, какая будет разница. И выбирать безопасную дистанцию с учетом возросшего тормозного пути автомобиля.

Не следует всецело доверять электронным помощникам. Лучше определить, как работает ABS именно на вашей машине. Для этого достаточно несколько раз разогнаться, потом попробовать тормозить на грани срабатывания системы, а также продавливая педаль «в пол». Посмотрите, когда электроника работает наиболее эффективно и как изменяется длина тормозного пути.

Некоторые ABS настроены так, что при их срабатывании автомобиль на скользкой поверхности практически не тормозит. В этом случае лучше нажимать на тормоз до зоны срабатывания ABS. Если же колеса хорошо работают с дорожным покрытием (с кратковременными блокировками) и машина уверенно замедляется, то для более эффективной работы системы можно с силой продавить педаль. Также важно знать, как ABS ведет себя при резком маневрировании. Если в момент объезда препятствия эффективность замедления падает (система разблокирует тормоза), лучше работать педалью на грани срабатывания ABS, применяя прерывистое или ступенчатое торможение.

Истина – в скорости

На дороге приходится использовать разные виды торможения. Главное – не увлекаться скоростью, чтобы для эффективного замедления машины было достаточно комфортного плавного торможения.

Дмитрий Чабан
Фото Владислава Бойко
Рисунки Александра Костура
В названии статьи использованы слова из песни А. Розенбаума

Редакция благодарит Центр высшего водительского мастерства «Энергия движения» за помощь в подготовке статьи