
Как правильно использовать светотехнику для безопасной езды
Ходовые огни
ДХО (дневные ходовые огни), они же DRL (Day Running Light), – одно из самых свежих нововведений в сфере светотехники, очень полезная опция для лучшей заметности машины. Их главное достоинство в том, что они включаются автоматически при запуске двигателя. А значит, забывчивость или чрезмерная бережливость водителя не станут причиной ДТП в месте со сложными условиями освещенности или поводом к штрафу за неиспользование света для обозначения машины на проезжей части. Существенный плюс ДХО – комплект вы можете купить и установить на машину, не оснащенную ими с завода. Правда, с оговоркой: покупать стоит только фирменные изделия, поскольку комплекты no name мало того, что недолговечны, но и не всегда обеспечивают предусмотренные стандартом углы видимости. Между тем, такой маститый производитель, как, например, Philips, гарантирует 12-летний срок службы для своих светодиодных DRL и дает на них 1 год гарантии. Кроме того, все модели ходовых огней этой марки сконструированы для легкого самостоятельного монтажа силами владельца на любой автомобиль. Светодиодные ходовые огни потребляют мало энергии (около 10 Вт) и экономят ресурс весьма недешевых ламп в фарах ближнего света.
Габаритные огни
Неяркий экономичный свет на всех четырех углах внешнего габарита машины. Лишь после включения габаритных огней можно (дополнительно к ним) активировать ближний и дальний свет, передние и зад-ние противотуманки. После включения этого режима ходовые огни (ДХО) отключаются или снижают яркость. В чистом виде (без включения на их фоне других фар) используйте габариты только на стоянке – для обозначения запаркованного на некоторое время транспортного средства. Двигаться на одних только габаритных огнях нет смысла ни днем, ни ночью: спереди нужен свет поярче.
Ближний свет
Этот режим фар головного света в темное время суток должен для вас стать основным – как при езде по городу, так и на многих загородных трассах. В темное время суток он освещает дорогу непосредственно перед автомобилем, при ясной погоде его достаточно для безопасного движения со скоростью 55-60 км/ч. Благодаря форме и длине луча не ослепляет водителей другого транспорта, поэтому ближний свет нужно применять при встречных разъездах. Также его следует использовать для обозначения габарита машины во время езды днем в условиях недостаточной видимости. В большинстве европейских стран, и в Украине в том числе, обязателен при движении в осенне-зимний период в любое время суток. Но сегодня это касается только относительно старых автомобилей, не оснащенных для этой цели штатными ДХО. По сравнению с последними, ближний свет, как правило, потребляет от бортовой сети больше энергии. Если ходовые огни имеются, их нужно сменять ближним светом при наступлении сумерек, поскольку нельзя забывать о необходимости обозначить и задний габарит машины, который во время езды с одними только ДХО никак не подсвечен.
Дальний свет
В первую очередь это ночной загородный режим. В нем фары головного света позволяют безопасно ехать по шоссе со скоростью 70-80 км/ч. Слепит водителей встречного и попутного (через зеркала) транспорта, поэтому в случае приближения встречных и попутных машин рекомендуется перейти в режим ближнего света как можно раньше. Дальний хорошо заметен многим окружающим и в дневное время. Поэтому его применяют, помимо всего прочего, чтобы посигналить другим участникам движения. Например, когда требуется это сделать беззвучно, в шумном месте или если требуется привлечь внимание кого-то находящегося далеко впереди от вас.
Задние противотуманные фонари
Это один или два красных фонаря, которые фактически являются задними габаритными огнями повышенной мощности – в условиях густого тумана или снегопада. Используются как ночью, так и днем, работают только при включенных габаритах. Остерегайтесь включать задние противотуманки при слабовыраженном тумане или хуже того – при ясной погоде: они слепят едущих сзади водителей. Можно применять при движении задним ходом в темноте там, где нет риска ослепить других участников дорожного движения – для улучшения освещения, в помощь автоматически включающимся белым фонарям заднего хода.
Передние противотуманные фары
Низко расположенные фары с коротким и широким лучом для освещения дороги перед машиной в условиях мелких густых атмосферных осадков: тумана, дождя, снега, метели. В Украине при отсутствии наказания в ПДД некоторые водители включают их вместо дневных ходовых огней. Однако, в сравнении с настоящими ДХО, противотуманки видны окружающим с меньшего расстояния и с меньших углов зрения. При отсутствии на борту дневных ходовых огней не применяйте противотуманки в дневное время – для этого есть ближний свет основных фар.
По замене
Тюнинг световых приборов – явление достаточно распространенное, но если вам действительно дорога безопасность – как ваших пассажиров, так и чужих – избегайте какого-либо апгрейда светотехники. Все доработки, которые прошли мимо заводских конструкторов, обычно приводят или к ослеплению окружающих (а где гарантия, что рассерженный встречный водитель не ответит вам дальним ксеноном?), или к реальному ухудшению освещения перед вашей машиной. Исключение – изделия от авторитетных производителей с мировым именем, которые гарантируют их безопасность для окружающих: комплекты фар, ДХО, а также лампы повышенной светоотдачи или увеличенного срока службы. Но учтите, что эта продукция обычно недешева, поскольку создание качественных световых приборов требует серьезных исследований.