Как бороться с усталостью в дальней дороге: Путешествие «по науке»
Лето – время путешествий. Но даже самая увлекательная поездка может быть испорчена, если к ней отнестись безответственно.
Лето – время путешествий. Но даже самая увлекательная поездка может быть испорчена, если к ней отнестись безответственно. |
Когда заходит речь о трудностях загородных поездок, водители-горожане, как правило, пренебрежительно фыркают: «Да разве это сложно! Трасса – не город со светофорами, встречными-поперечными автомобилями и пешеходами, норовящими ринуться под колеса. Двигаться по ней намного проще. Поэтому нам, опытным драйверам, проехаться с ветерком до самого синего моря ничего не стоит». Между тем, на загородных дорогах царят другие скорости, действуют другие законы движения и «срабатывают» иные механизмы усталости. Именно поэтому, «перелетая» по хорошей дороге от Киева до Чернигова или Ровно, водитель не успевает прочувствовать коварство трассы, с удовольствием позволяя себе «топить за сотню». И совершает ошибку, решив, что дальние переезды такие же легкие.
Что такое «далеко»?
Для начала определимся, что мы будем считать дальним путешествием. Казалось бы, разумнее всего ориентироваться на километраж. Допустим, дорогу длиной 300 км можно назвать дальней. Но… Все зависит от состояния дорожного покрытия, возможностей машины и опыта «начальника баранки». Если трасса хорошая, автомобиль «стоит как влитой» на дороге на скорости 160 км/ч, а его водитель при этом комфортно себя чувствует, то переезд займет где-то 2-2,5 часа. Кто из современных автомобилистов будет серьезно готовиться к столь непродолжительному путешествию?
Совсем другое дело, если «железный конь» немолод и при 110 км/ч его немилосердно трясет и болтает. Тогда разумно перемещаться по трассе со скоростью около 80 км/ч. Однако в этом случае путешествие продлится уже 5 часов. А поскольку далеко не каждый сможет высидеть в одной позе столько времени, то на остановку у симпатичных кустиков или у придорожного кафе стоит «заложить» еще лишний час. С поправкой же на колонны сельскохозяйственной техники, задумчивых «возниц», закрытые железнодорожные переезды и прочие неожиданности поездка может затянуться на все семь! А это уже почти полный рабочий день. Поэтому длительным автопробегом будем считать путь, на который, по предварительным расчетам, уйдет не менее 5 часов.
Чем трасса дальняя грозит?
Проще всего ответить на этот вопрос односложно – усталостью. Дело в том, что под воздействием однообразных раздражителей наша нервная система утомляется и «выключается», то есть перестает на них реагировать. Знаете, откуда во всех вузах взялось деление учебных планов на академические часы и пары? Было установлено, в течение какого времени взрослый человек способен концентрировать внимание на предмете, не отвлекаясь. Две пары без перерыва (три с половиной часа) – тот максимум, при котором можно, ничего не упуская, усваивать материал на лекции.
За баранкой, конечно, можно пробыть в полтора раза дольше – ведь многие действия водителя автоматические. И все же бегущая час за часом однообразная дорога – достаточно сильный раздражитель, при котором организм испытывает потребность в переключении внимания. Добавим к этому фиксированное положение за рулем и включенную на максимум музыку «для бодрости» – и получим «убойную» дозу усталости, после которой нервная система просто обязана отдохнуть. А поскольку шоссе – это не лекция, то упустить что-то водитель не имеет права. Получается замкнутый круг. Чем напряженнее мы вглядываемся в «серую ленту», тем сильнее устаем. А чем сильнее влияние усталости, тем больше сил нужно на ее преодоление. Чем больше сил мы тратим, тем больше усталость, возможность совершения ошибки и потребность в отдыхе…
Планируем и пакуем
Что же делать, чтобы как можно дольше сохранять должное внимание за рулем? Ответ: отнестись к путешествию как к сложной игре, где знание правил – половина успеха.
Первое правило – максимально тщательно упаковать необходимые вещи в машине. Если салон загроможден, это мешает комфортной посадке, нормальной обзорности, а заодно лишает возможности пользоваться зеркалами заднего вида. Конечно, некоторое время можно обойтись и без салонного зеркала, но водитель будет испытывать постоянный дискомфорт, привычно бросая взгляд на ставшее бесполезным приспособление. К тому же, задние пассажиры, зажатые между плетеной корзинкой и коробкой с электрочайником, будут постоянно упираться коленями в спину пилота. Прибавьте это к уже имеющимся обязательным раздражителям – в итоге получится очень нервная поездочка. Поэтому лучше поставить перед собой цель погрузить все сумки, чемоданы, матрасы и зонтики в отведенное для них место, а именно – в багажник.
Второе важное правило – разумно подойти к планированию поездки. Все дальнобойщики знают, что самая большая напасть для автомобилиста – сон за рулем. Между тем этого «зверя» вместе с утомлением от однообразия можно держать в узде. У нашего организма есть «сонные часы». По утверждениям медиков, это время с 4 до 5 утра, с 10 до 11, с 16 до 17 дня и с 22 до 23 ночи. Безусловно, у каждого человека «сонные часы» могут несколько смещаться, но в эту пору зевает большинство населения планеты. Поэтому выезд разумно наметить на 5 часов утра. В этом случае освещенность и общие биоритмы пробуждения природы будут способствовать нормальному самочувствию и, как следствие, более быстрому продвижению к заветной цели. На 10 и 16 часов стоит заранее запланировать остановку. Тогда и пассажиры не будут изводить бесконечным нытьем: «Когда мы остановимся? Когда будем кушать? Когда отдохнем?», и водитель сможет полнее расслабиться после постоянного бдения или даже подремать в холодке на травке. Между прочим, размять руки-ноги, перепрыгнуть несколько раз через какую-нибудь канаву, пару раз отжаться и (по желанию) постоять на голове очень полезно всем, кто просидел хотя бы 3 часа. Водителям – особенно, ведь они, в отличие от пассажиров, не могли во время движения перебросить ногу за ногу или сесть на кресле боком.
Для тела и души
На плановых стоянках совершенно необходимо не только размяться, но и перекусить. Даже если водителя после каждого приема пищи клонит в сон. Ведь подремать можно и 15 минут – порой этого бывает достаточно, чтобы глаза не закрывались во время движения. Идеальное меню состоит из сыра, творога (или любых блюд на его основе), яиц, овощей и зелени. Приветствуются простокваша, ряженка и кефир. «На десерт» одинаково хороши чай, кофе, кола (только не облегченная), напиток «Байкал» и шоколад – кофеин и танин, входящие в их состав, обеспечивают прилив сил.
Экономить на 12-часовом маршруте 2 часа за счет отказа от плановых остановок неразумно. Как правило, средняя скорость движения не всегда зависит от технических возможностей машины. Например, если в течение десяти минут авто будет мчаться со скоростью 200 км/ч, на общее время пути это не особенно повлияет, а из-за огромной концентрации внимания сильно утомит водителя. Гораздо больше длительность нахождения в дороге зависит от частых внеплановых остановок – попить кваску, понюхать цветочки, сфотографироваться, купить приглянувшиеся фрукты. Разгоны, торможения, поиск подходящей обочины и парковка – главный «вор» расчетного времени. И – очередной раздражитель для водителя. Поэтому если заранее оговорить остановки, на которых все члены экипажа смогут удовлетворить свои эстетические и физиологические потребности, будет нанесен меньший вред в первую очередь вашей психике. Мы ведь не волнуемся, когда все идет по плану!
Еще один важный фактор – музыка в дороге. Без нее скучно, но и постоянный музыкальный фон тоже не пойдет на пользу. Лучше всего, когда она звучит с перерывами: 45 минут музыки – 45 тишины. Замечено, что постоянный шумовой фон убаюкивает водителя не меньше, чем мерное гудение шин. Так, пассажир грохочущего поезда просыпается, когда состав «замолкает» на станции. Пусть, прежде чем ваши барабанные перепонки приспособятся к возможностям аудиосистемы, поработают «на всю катушку», устанут и «затормозят», наступит время послушать двигатель и голос трассы. Смена шумового фона – это автоматическая концентрация внимания. А значит – новые километры пути, уверенно пройденные вместе с близкими людьми и добрым другом – автомобилем.