X

Из искры возгорится пламя…

К нам в редакцию приходит много писем, среди которых все чаще встречаются просьбы об открытии рубрики для самых начинающих... Для них мы начинаем рубрику «Автошкола».

К нам в редакцию приходит много писем, среди которых все чаще встречаются просьбы об открытии рубрики для самых начинающих… Для них мы начинаем рубрику «Автошкола».

К нам в редакцию приходит много писем, среди которых все чаще встречаются просьбы об открытии рубрики для самых начинающих… Для них мы начинаем рубрику «Автошкола».

«Горячая» и «холодная» свеча.

Калильное зажигание

Систему зажигания автомобиля составляют следующие основные приборы и коммутационные элементы: катушка зажигания, прерыватель-распределитель, конденсатор, свечи, включатель зажигания и провода низкого и высокого напряжения.

Свечи зажигания служат для подвода тока высокого напряжения, необходимого для образования электрической искры в камерах сгорания цилиндров двигателя.

Свеча зажигания – неразборная. Резьба ввертной части М14х1.25 размером под ключ 22 мм, высота ввертной части для различного типа автомобилей разная.

Изолятор свечи – керамика. Величина зазора между электродами – 0.5 мм. Диаметр центрального электрода колеблется от 2.4 до 2.7 мм, электрод «массы» по ширине, как правило, равен диаметру центрального, а толщина его 1.2-1.6 мм. Свеча подвергается большим тепловым,
электрическим, механическим и химическим воздействиям. Важнейшая характеристика свечи – это тепловая, обозначаемая, так называемым, калильным числом (например, 11; 17 и 20 соответственно в свечах А11 – для ЗИЛ-130, А17ДВ – для «Жигулей» и А20Д – для
«Москвичей»). Чем меньше число, тем более «горячей» считается свеча и, наоборот, больше число – «холоднее» свеча. Это значит, что в данном двигателе более горячая, относительно рекомендованной, свеча будет нагреваться сильнее, в пределе вызывая калильное зажигание (воспламенение смеси от перегретой свечи, а не от искры). Одновременно может произойти прогар поршней, колец, клапанов, чему предшествует перегрев двигателей и потеря мощности.

Более же «холодная», чем нужно свеча не нагревается до оптимальной температуры, из-за чего на ней откладывается нагар, ухудшающий искрообразование. Таким образом, чем ближе калильное число применяемых свечей к родной, тем меньше будет в двигателе отрицательных последствий. Поэтому всякую замену свечи не на рекомендованную в инструкции по эксплуатации советовал бы считать, как временную. В качестве экстренной замены можно рекомендовать для «жигулей» и «москвичей» даже свечу А11, предназначенную для двигателя ЗИЛ-130. Хотя ее ввертываемая часть и короче (12 вместо 19), работает она при нормальном режиме удовлетворительно.

Срок службы свечей

В инструкциях к «Жигулям», «Москвичам», «Запорожцам», «Тавриям», да и иномаркам, не указаны сроки замены свечей. Срок службы свечей отражает их способность стабильно обеспечивать искру положенной энергией. На основании статистических данных НИИ автоприборов и опыта эксплуатации видно, что в указанных автомобилях свечи нормально работают 25-35 тыс. км пробега, в зависимости от состояния двигателя и режимов его работы. В новых моторах этот срок немного больше. В этом случае причиной выхода из строя свечи является в основном электроэррозионный износ электродов, в более старых – отрицательное влияние оказывает загрязнение юбки изолятора, все более и более трудно удаляемое, снижение свойств самого изолятора. Все это приводит к ослаблению искры и пропуску воспламенения горючей смеси, и, как следствие, трудности пуска холодного двигателя, неустойчивой работе на холостом ходу, снижению мощности и увеличению расхода топлива.

В вышеуказанных автомобилях с обычной системой зажигания проверять и регулировать зазор необходимо при каждом ТО, а в ВАЗ 2108, 2109, «Таврии», имеющих электронное зажигание,- даже чаще. На ВАЗ 2108, 2109, «Таврии», свечи меняют через 1.5-20 тыс. км пробега автомобиля в зависимости от условий его эксплуатации. Условия их работы в указанных двигателях достаточно тяжелые. Камера сгорания новой формы, позволявшая при большей, чем у прежних моделей, степени сжатия применять бензин с таким же октановым числом (93), потребовала, однако, поднять напряжение, подводимое к свечам, по крайней мере, в полтора раза, чтобы обеспечить надежное искрообразование.

Что же касается современных зарубежных автомобилей, то и у них рекомендованный пробег до замены свечей в среднем составляет 15-20 тыс. км.

Небрежное отношение к свечам, увеличенный зазор между электродами вызывает рост пробивное напряжения, которое имеет выход и находит его в самом слабом месте. Если это не свеча, то, как правило, крышка распределителя и ротор (бегунок). Вот почему следует вовремя восстанавливать зазор между электродами, определенный инструкцией по эксплуатации, подгибая и устанавливая боковой электрод. Причем, устанавливать свечу советовал бы в определенном положении. Это условие можно выполнить так. Нужно сделать на свечном ключе заметную продолговатую метку и вставлять свечу в ключ перед ее установкой на двигатель так, чтобы место приварки бокового электрода к корпусу свечи было обращено в сторону метки на ключе. При заворачивании нужно добиться такого положения, чтобы риска на ключе оказалась внизу. Многие автолюбители, которые так устанавливают свечи отмечают, что двигатели различных марок работают чище на холостых оборотах, меньше расход топлива долговечнее свечи.

Свечи ставят диагноз

Вывернутые из двигателя свечи по нагарообразованию иногда выглядят по-разному. Это, прежде всего, зависит от условий, в которых работают свечи и от правильной регулировки систем двигателя. В эксплуатации чаще всего встречаются такие разновидности образования нагара не свечах:

1. Нормальная

Не много отложений на изоляторе, окрашивающих его в светло-коричневый или сероватый цвет. Электроды почти не изношены корпус чист. Это свидетельство правильного температурного режима хорошего состояния поршневых колец и чередование больших и малы) оборотов. Такие свечи, после чистки регулировки зазора можно без опасений вновь поставить на двигатель.

2. Изношенная.

У такой свечи, изолятор изъязвлен, электроды центральный и боковой корродированы, двигатель расходует больше бензина, работает неустойчиво и ненадежно запускается. Такая свеча свой срок отслужила и подлежит замене.

3. Закопченная

Черные сухие отложения покрывают корпус, изолятор, электроды. Это типичный нагар – это одна из наиболее распространенных болезней свечей. Причин появления нагара очень много. Например:

  • свечи не соответствуют двигателю по калильному числу;
  • слишком богатая смесь (не отрегулирован карбюратор) или засорен воздушный фильтр;
  • неисправности контактов прерывателя, катушки зажигания, конденсатора и проводов высокого напряжения;
  • длительная работа двигателя на холостом ходу;
  • малые скорости и незначительные нагрузки.

 

Во-первых, такая свеча нуждается в чистке, а если причина появления отложений в несоответствии ее двигателю – лучше заменить более «горячей». Во-вторых, это напоминание водителю, что пора заниматься регулировкой карбюратора, зажигания и других систем.

4. Замасленная

Эта свеча, так же как и закопченная, покрыта изолирующей грязью, но из жидких остатков масла. Причина, очевидно, одна – проникновение масла через изношенные поршневые кольца. Можно заменить свечи на более «горячие» (с меньшим калильным числом), которые улучшат положение, но ненадолго. Устранить это можно только ремонтом двигателя, а конкретнее заменой изношенных поршневых колец. Возможна такая картина и на первых километрах пробега при обкатке мотора после ремонта, когда кольца еще не приработались.

5. Обгоревшая

Выгоревшие или сильно корродированные электроды, выгоревший и изъязвленный изолятор – это симптомы перегрева свечи. Причина:

  • не тот бензин (низкооктановый);
  • несоответствие свечи двигателю (слишком низкое калильное число);
  • неправильная установка зажигания.

 

Возможны и другие причины:

  • слишком бедная смесь;
  • плохое охлаждение и перегрев двигателя.

 

Устранить нужно, прежде всего, причины, которые породили обгорание свечи.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что на работу свечи влияет достаточно много различных факторов. В то же время, сама свеча своим внешним видом ставит диагноз плохой регулировки или плохой работе какой-либо системы двигателя, а водителю напоминает лишний раз о необходимости очередного технического обслуживания автомобиля или ремонта какой-то системы (зажигания, питания, охлаждения и др.).

И последнее. Очень часто при вывертывании свечи, бывает, отламывается и остается в двигателе ее резьбовая часть. Причин здесь может быть несколько. Но главная из них – это перекос ключа при вывертывании свечи. Чтобы этого не происходило, вороток надо пропускать через свечной ключ и вращать его двумя руками. Вторая причина – резьба свечи пригорела в гнезде. Избежать этого можно, заблаговременно смазав графитным порошком или графитной смазкой. Третья причина – брак самой свечи.

Ну, а чтобы вывернуть остаток отломанной свечи, обычно забивают трехгранный напильник, заострив на наждаке его ребра, чтобы он врезались в выворачиваемую втулку.

В.И. Голованов инженер, г. Сумы