X

Глиссирование на колесах

Автомобиль – не пароход и плавать не должен. Но, оказывается, иногда все-таки плывет. Профессионалы называют это явление аквапланированием. Чем оно опасно и как с ним бороться?

Автомобиль – не пароход и плавать не должен. Но, оказывается, иногда все-таки плывет. Профессионалы называют это явление аквапланированием. Чем оно опасно и как с ним бороться?

Автомобиль – не пароход и плавать не должен. Но, оказывается, иногда все-таки плывет. Профессионалы называют это явление аквапланированием. Чем оно опасно и как с ним бороться?

Поведение автомобиля на дороге зависит от многих факторов. Одним из определяющих является сцепление шины с дорожным покрытием. Но если опасность поведения машины на льду, снегу и грязи известна практически всем, то аквапланирование для многих остается неожиданным.

Причины возникновения

Все дело в свойствах воды как вещества. Из школьного курса физики мы помним, что жидкости практически несжимаемы. Это значит, что если между шиной и поверхностью дороги появляется вода, продавить ее до асфальта тяжело – чтобы шина могла зацепиться за дорогу, нужно выдавить воду из пятна контакта в разные стороны.

Если посмотреть на катящееся колесо сбоку, нетрудно заметить, что основная масса воды выдавливается вперед, так как шашечки протектора по очереди ложатся на асфальт и перекатываются по ходу движения колеса. Наступает момент, когда водяной вал впереди колеса не успевает стекать в стороны и оно начинает катиться по поверхности слоя воды. Вот это и есть аквапланирование. Если асфальт просто мокрый, зацепление шины за микронеровности дорожного покрытия все же происходит, но на поверхности слоя воды протектору цепляться не за что. Торможение не помогает, рулевое управление становится бессильным. Остается только ждать исхода или применять какие-то особые способы выхода из ситуации.

Как отвести воду

Чтобы отвести водяной вал из-под колес, производители нарезают канавки вдоль и поперек протектора, и часть воды уходит в стороны через них. Даже такое простое решение помогает увеличить скорость движения на водной глади. Канавки должны быть определенной глубины и направляться таким образом, чтобы вода отводилась с максимально возможной скоростью. При неправильной установке хорошей дождевой шины можно получить обратный результат. Это случится, если шину с направленным рисунком протектора поставить «задом наперед»: вода не отводится из-под шины, а нагнетается под нее. Естественно, «всплывет» такая покрышка гораздо раньше.

Что зависит от владельца

Необходимо следить за состояним покрышек. При езде на шине с изношенным протектором нужно быть готовым к тому, что в луже она «поплывет» гораздо раньше новой. Тестирование шин на аквапланирование на полигоне Nokian Tyres в Финляндии показало, что покрышка, изношенная почти наполовину (глубина протектора 4 мм), «всплывает» на скорости 60–65 км/час, в то время как такая же новая (глубина протектора 8 мм) на такой же машине – на скорости 85 км/час. При этом испытания проводились на специальном участке полигона, который представляет собой длинный бассейн глубиной 10–20 мм.

Во время дождя, когда толщина водного слоя намного меньше, аквапланирование наступает на более высокой скорости. Но износ протектора сказывается очень существенно, поэтому на шинах с допустимой Правилами дорожного движения глубиной протектора в 1,6 мм вполне возможен переход на «глиссирование» при тех же 80–90 км/час, а в лужах – и на 60 км/час.

Безопасная скорость при проезде глубоких луж – величина индивидуальная для каждой модели шин и автомобиля. Она зависит не только от рисунка протектора и его глубины, но и от размера шины, а также нагрузки на колесо. Чем шире покрышка, тем раньше наступает аквапланирование. Следует обратить внимание и на амортизаторы. При их неисправности ухудшается контакт шины с дорогой, и она всплывает раньше.

Опасные симптомы

При проезде лужи о наступившем аквапланировании свидетельствует непривычно легкий руль (резкое уменьшение усилия на нем) и рывок стрелки тахометра (спидометра) в сторону увеличения оборотов (скорости). Сопротивление вращению колес намного ниже, и двигатель мгновенно набирает обороты. Кстати, именно таким образом водители-испытатели определяют начало аквапланирования на полигоне. Чтобы сделать реакцию двигателя более заметной, бассейн с водой, где проверяются шины, обычно проходят на пониженной передаче и высоких оборотах («раскрученный» двигатель дает избыток тяги, и колеса быстрее разгоняются).

При езде по мокрой дороге существует ряд косвенных признаков, которые предупреждают о возможном аквапланировании. Первый – это гладкий блестящий асфальт. Шероховатое покрытие значительно безопаснее, так как для аквапланирования нужен большой слой воды. В то же время гладенький асфальт способен поднять автомобиль «на волну» при гораздо меньшей скорости.

Если во время сильного дождя на асфальте не виден четкий след проехавшей впереди машины – значит, слой воды слишком большой, и она успевает сразу же сомкнуться. Даже небольшое рысканье автомобиля, идущего впереди, – очень нехороший признак: во избежание неприятностей лучше снизить скорость!

 Боремся с аквапланированием

Если впереди широкая лужа, желательно снизить скорость. Но это удается не всегда, так как резкое торможение на мокрой дороге тоже может закончиться потерей управляемости. Допустимо только плавное торможение без выжимания педали сцепления.

Если вы не уверены, достаточно ли снизили скорость, постарайтесь проехать лужу по прямой, крепко держа руль в положение «прямо». Во-первых, ее глубина может оказаться разной под правыми и левыми колесами. Самое опасное, когда колеса одной стороны едут по луже, а другие – по чистому асфальту. В этом случае неизбежен рывок руля в сторону колес, едущих по луже. Во-вторых, если в момент аквапланирования повернуть руль, при выходе на асфальт последует мгновенный рывок машины в сторону, что может завершиться опрокидыванием.

Заблаговременно включите стеклоочистители на максимальную скорость, так как при въезде в лужу на лобовое стекло хлынет поток воды. Проехав «водоем», не снимая правой ноги с педали газа, левой слегка прижмите педаль тормоза. Это позволит просушить колодки и диски и тем самым восстановить способность к торможению.

P. S. Самыми устойчивыми к аквапланированию являются так называемые дождевые шины, имеющие в своем обозначении слова Aqua, Water, Rain, Hydra и др. Они рекомендованы для использования прежде всего в регионах с частыми осадками в виде дождя.

Александр Ландарь
Фото автора и фирм-производителей