Езда по горным дорогам: Здесь вам не равнина
Крым – это не только море, но и горы. И если плавать по волнам на автомобиле проблематично, то путешествовать по горным дорогам легче всего как раз на машине. Как преодолеть перевалы, ущелья и серпантины, чтобы от поездки остались только самые приятные впечатления?
Крым – это не только море, но и горы. И если плавать по волнам на автомобиле проблематично, то путешествовать по горным дорогам легче всего как раз на машине. Как преодолеть перевалы, ущелья и серпантины, чтобы от поездки остались только самые приятные впечатления? |
Не зря говорят, что горы испытывают людей на прочность: все дорожные сложности, которые ожидают путешественников, тут подаются природой в концентрированном виде. Что ни подъем – то крутой и затяжной, что ни поворот – то малого радиуса, да еще непросматриваемый. На горных дорогах даже водитель со стажем может совершить немало ошибок. Человек за рулем должен быть максимально сконцентрирован. Ему придется забыть о красотах природы, коленях пассажирки в мини-юбке и вкусных бутербродах в корзинке на заднем сиденье: малейшая невнимательность может стоить очень дорого.
Климат иной
Если на каждые 100 км пути на равнине в среднем приходятся 10 изменений направления движения, то в горах – 700 – 800 поворотов. И большим количеством подъемов и спусков отличия не исчерпываются. Горные дороги, как правило, узкие, а видимость в поворотах часто ограничена. Резкая смена температуры в течение суток провоцирует появление осадков и образование тумана. Нередко на проезжей части встречаются довольно крупные камни, что создает угрозу безопасности движения.
С изменением высоты климатические условия становятся иными, что сказывается на самочувствии водителя. За считанные полчаса-час путешественники, пересекая несколько климатических зон, попадают из жарких субтропиков в долины с холодным воздухом, ветрами, пониженным атмосферным давлением. Негативные последствия этого могут быть разными – от безобидного закладывания ушей до головной боли и повышенной утомляемости.
Вперед и вверх
Подъемы на горных дорогах отличаются большой протяженностью, поэтому на особо крутых рекомендуется с самого начала включать ту низшую передачу, которой «хватит» до самой вершины. Как правило, это третья или вторая ступень; первую приходится выбирать только в случае, когда большой перепад высоты сочетается с крутым поворотом – например, на серпантине. Вынужденное переключение непосредственно на крутом подъеме грозит потерей оборотов и скорости вплоть до полной остановки.
Не следует спешить со штурмом самых крутых и узких отрезков пути, пока впереди идущий автомобиль не достигнет вершины. Если ему придется остановиться, приближение второй машины усугубит ситуацию.
С покоренных вершин
Спуск намного сложнее подъема – именно при движении вниз случается больше происшествий.
Катиться вниз, удерживая машину одними только тормозами, нельзя. Во-первых, потому что перегревающиеся от длительной работы колодки теряют эффективность. Кроме того, тормозная жидкость нагревается в результате продолжительного контакта с горячими тормозными механизмами. Это может вызвать кипение «тормозухи». Пузырьки, которые при этом образуются, выводят из строя систему гидропривода тормозов, и авто становится неуправляемым.
При движении на спуске нужно тормозить двигателем, отпустив акселератор и включив одну из низших передач. Правильно выбрать ее непросто, но обычно это та ступень, на которой пришлось бы подниматься по этому участку. Если при торможении двигателем приходится многократно «помогать» автомобилю тормозами – значит, передача выбрана неправильно и нужно переключиться вниз.
На автомобилях с автоматической КПП придется понижать передачи в ручном режиме. Если в «автомате» такой опции нет, следует ограничить количество передач, переведя селектор в положение «1», «2» или «3», и воспользоваться кнопкой отключения «овердрайва» – высшей ступени АКПП.
Темп движения в горах можно считать выбранным правильно, если интенсивность замедления перед очередным поворотом не отличается от той, с которой автомобиль замедляется перед закруглением равнинной трассы (2-2,5 м/с2).
Из-за синей горы
Скорость часто приходится снижать до минимальной из-за невозможности увидеть дорогу за поворотом. Двигаясь не быстрее 5 – 10 км/ч, водитель может экстренно остановиться, даже если случится увидеть встречный транспорт за несколько метров. На оборудованных горных трассах (такие есть и в Крыму) «заглянуть» за поворот помогают большие зеркала, устанавливаемые на внешней обочине поворота.
Повороты горных дорог коварны – не всегда сразу понятен радиус закругления. Начав вписываться в как будто плавную кривую, водитель может вдруг оказаться перед необходимостью довернуть автомобиль на 180°. Поэтому перед плохо просматриваемым поворотом лучше погасить скорость до минимальной.
Особую сложность представляют собой серпантины – извилистые дороги, состоящие из отрезков-террас, а также соединяющих их крутых поворотов с радиусом закругления в несколько метров. «Входя в поворот, думай, как выйдешь из него», – говорят в таких случаях опытные автомобилисты-«горцы». Двигаясь по серпантину, нужно обязательно снижать скорость в поворотах, чтобы не выехать на встречную полосу – ведь водитель едующей по ней машины тоже не может «заглянуть» за поворот.
Первым быть на горизонте
На сложных участках горных дорог лучше воздержаться от обгонов. Опережаемый (на первый взгляд – неторопли вый) грузовик или туристский автобус уже в разгаре маневра может удивить обгоняющего немалой тяговитостью на подъеме, а это продлит пребывание более быстрого автомобиля на встречной полосе. Чем короче участок для обгона, тем большую скорость должен развить совершающий этот маневр. Таким образом, начав обгон с безобидных 20 – 30 км/ч, можно нечаянно достигнуть критической для горной местности скорости.
На узкой дороге обгонять медленно идущее в гору транспортное средство можно только при условии достаточной видимости, убедившись перед этим, что подъем не становится круче и что для завершения маневра не понадобится переходить на низшую передачу КПП.
Зачем идете в горы вы
Перед поездкой нужно уточнить, работает ли мобильная связь в зоне путешествия, и узнать телефон спасательной службы. Также стоит получить информацию о том, случаются ли в данной местности камнепады, туманы, есть ли на маршруте «карманы» для остановок. Полезно пообщаться с теми, кто уже ездил по этой дороге. Опыт бывалых путешественников свидетельствует, что не всегда следует полагаться на карты.
Наконец, стоит еще раз взвесить свои силы. Если есть сомнения – выбирайте другой маршрут, не превращайте долгожданный отпуск с семьей в декаду экстремального туризма.
Когда откажут тормоза | |
| |
Вверх таких не берут | |
| |
Если парень в горах – не ах | |
| |