X

Движение в тумане: Если заехал в облако

Туман – одно из наиболее опасных для водителя атмосферных явлений, характерных для весенней поры. Как вести машину, когда в молочно-белой взвеси едва виден край ее капота?

Туман – одно из наиболее опасных для водителя атмосферных явлений, характерных для весенней поры. Как вести машину, когда в молочно-белой взвеси едва виден край ее капота?

Туман – одно из наиболее опасных для водителя атмосферных явлений, характерных для весенней поры. Как вести машину, когда в молочно-белой взвеси едва виден край ее капота?

Густой туман не одолеть ни фарами, ни «дворниками». Но если ехать все равно нужно, приходится искать способы борьбы с этим явлением.

Чего бояться

По статистике, две трети всех аварий во время тумана составляют наезды на движущиеся впереди попутные транспортные средства. Происходит это прежде всего из-за неправильной оценки расстояния между автомобилями и несоблюдения безопасной дистанции. Все предметы при таких погодных условиях теряют свои очертания, что мешает определить их подлинные размеры. В густом тумане расстояния кажутся вдвое большими, чем на самом деле.

Особую опасность представляют стоящие на дороге и обочине транспортные средства – независимо от того, включена на них аварийная сигнализация или нет. Даже если водитель сразу заметил огни на своей полосе, из-за высокой скорости сближения с неподвижным препятствием часто не остается времени на остановку или маневр.

В туманные дни обычно стоит сырая погода, поэтому за городом пешие участники дорожного движения предпочитают идти по самому краю проезжей части, а не по грязной обочине. Таким образом, потенциальными жертвами ограниченной видимости могут стать пешеходы, а также тихоходы-велосипедисты, не имеющие полноценных световых приборов.

Обозначить себя

Проблема движения в тумане сводится к решению двух задач: сделать видимым для других водителей себя и самому увидеть все, что необходимо.

Простейшие наблюдения показывают, что подфарники малополезны в тумане средней плотности, особенно в светлое время суток. В таких условиях контуры приближающейся машины темного цвета можно увидеть раньше, нежели ее включенные «габариты». Ночью этот габаритный «полусвет» пригодится разве что во время вынужденной остановки, да и то в случае, если неисправна мигающая «аварийка».

Фары в «ближнем» режиме туманным днем более полезны – их свет делает авто видимым с расстояния 120 – 130 м, когда сам автомобиль еще не «проявился». То же самое можно сказать и о «противотуманках».

Наиболее эффективен в дневное время дальний свет – машину, в которой он включен, заметят на дистанции 200 м. И не надо опасаться ослепить встречных, поскольку днем глаза всех водителей «настроены» на достаточно яркую общую освещенность, на фоне которой свет фар не будет оказывать слепящего действия.

Однако в ночное время дальний свет в сочетании с туманом создаст перед автомобилем непроницаемую белую стену, поэтому с наступлением сумерек следует перейти на «ближний» или «противотуманки».

Сложнее надлежащим образом обозначить на дороге заднюю часть своего автомобиля – как ночью, так и днем. На фоне дневного света в тумане огни штатных светоблоков практически не видны окружающим, но уберечься от наезда поможет задний противотуманный фонарь красного цвета. Благодаря большей мощности он делает машину на треть заметнее днем и вдвое виднее ночью.

Рассмотреть других

В дневном «молоке» нет потребности освещать дорогу и функция «противотуманок» сводится только к обозначению габаритов. Ночью их помощь эффективнее, чем всех остальных приборов. Свечение желтого спектра проникает через водяную взвесь дальше, чем белый свет, а кроме того, обеспечивает лучшую контрастность. Довольно хорошо освещают дорогу и бесцветные «противотуманки», если они расположены достаточно низко.

При отсутствии специальных фар в темноте следует освещать себе путь ближним светом, смирившись с тем, что подсвеченные высоко расположенной «оптикой» частички тумана создадут перед машиной светлую пелену. Этот нежелательный эффект будет еще более выраженным при включении «дальнего», поэтому такого режима нужно избегать.

Важно учитывать, что туман избирательно поглащает синюю часть спектра, искажая цветовые оттенки – например, желтый становится красноватым, голубой – зеленоватым и т.д. В отличие от любых других условий, при такой погоде на фоне асфальта, домов и деревьев лучше заметны не светлые, а темные объекты.

Наконец, напомним, что туман – это взвешенная в воздухе вода, так что нелишним будет время от времени включать стеклоочистители. По этой же причине не стоит держаться близко к идущей впереди машине – тогда поднимаемый ее колесами «спрей» не будет оседать на лобовом стекле. Кроме того, окна салона изнутри могут запотевать, что при плохой видимости сразу не всегда заметно.

Со скоростью ежика

Главное условие безопасного движения в тумане – правильно выбранная скорость. Она должна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости. Определяя ее границы, нужно ориентироваться на светлые объекты, поскольку они заметны хуже, чем темные, и становятся видны при дистанции, на 20 – 30% меньшей.

При повышенной влажности хорошо передается любой звук, поэтому приоткрытое окно и выключенное радио помогут водителю ориентироваться в дорожной обстановке. При движении в густом тумане лучше избегать перестроений, связанных с выездом на встречную полосу. Ориентируя свою машину на проезжей части, лучше принимать во внимание не белую осевую линию, а правую обочину, которая лучше контрастирует с кромкой мокрого асфальта.

Туман – скопление взвешенных капель воды в воздухе. С точки зрения метеорологии это явление можно считать облаком, лежащим на поверхности воды или земли. Видимость сквозь него не превышает 1 км, а если обзорность ограничена большим расстоянием – это уже не туман, а дымка.

Чаще всего встречаются туманы радиационные – появляющиеся вследствие охлаждения приземного слоя воздуха, нагретого ранее теплом поверхности земли или воды. Реже в климатических зонах Украины образовываются адвективные туманы, возникающие при переносе масс теплого воздуха на холодную поверхность и отличающиеся большой длительностью – до нескольких дней и даже недель. Для межсезонья характерны туманы испарения – когда пары теплого водоема или грунта попадают сразу в холодный атмосферный воздух и конденсируются в нем, как капельки влаги на холодном стекле.

 Место встречи

Если автомобиль въезжает в туман неожиданно, водитель оказывается перед необходимостью удвоить внимание и не всегда успевает отреагировать на ограничение видимости. Наиболее вероятно внезапно попасть в «молоко» в местах, где трасса «ныряет» в лес или в низину, возле морского побережья, на мостах и путепроводах над поймами рек.

Даже если заранее ясно, что полоса тумана будет небольшой, нельзя преодолевать ее на полном ходу. Нередко как раз на местности со сложным рельефом дорога меняет не только профиль, но и направление, так что вероятность «проскочить» на скорости изгиб шоссе со всеми вытекающими (точнее, вылетающими) последствиями довольно велика. Кроме того, именно в нижней точке спуска на полотне дороги обычно встречаются ямы и волны, которые так необходимо заметить вовремя.

Наиболее вероятно образование тумана в таких местах при смене времени суток – утром или вечером, во время потепления или похолодания вплоть до 0°С. Ночной туман часто исчезает с рассветом по мере прогрева воздуха лучами солнца.

Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка, рис. Татьяны Кудиненко