Чем опасна темнота
Днем в большом городе удовольствия от вождения немного – настолько загружены дороги. Поэтому некоторые новички для повышения квалификации используют ночное время: светофоры отключены, машин мало, ничто не отвлекает. Впрочем, это вовсе не означает, что ночью водителю удастся расслабиться – в темноте легко могут остаться незамеченными люди и предметы…
![]() | ![]() | Днем в большом городе удовольствия от вождения немного – настолько загружены дороги. Поэтому некоторые новички для повышения квалификации используют ночное время: светофоры отключены, машин мало, ничто не отвлекает. Впрочем, это вовсе не означает, что ночью водителю удастся расслабиться – в темноте легко могут остаться незамеченными люди и предметы… |
Каждую секунду на дороге может возникнуть ситуация, когда времени на принятие решения практически не остается. Поэтому ночью скоростной режим должен быть таким, чтобы в момент появления препятствия в световом пятне фар водитель успел остановиться или безопасно объехать его. Но не только об этом нужно помнить во время ночных поездок.Особенности восприятияЕсли проанализировать все негативные факторы, которые подстерегают водителя на ночной дороге, то окажется, что ездить в темное время суток во много раз опаснее. Дело в том, что люди по своей природе существа дневные, поэтому:
![]() | глаза в темноте «работают» интенсивнее и от этого усталость накапливается очень быстро. При достижении порога утомленности неизбежна потеря концентрации и даже отключение сознания; |
![]() | при свете фар в темноте глаза видят предметы менее контрастными, особенно если происходит ослепление фарами встречных машин. Кстати, снизить эффект ослепления фарами можно, отведя взгляд немного в сторону или спрятавшись за «экранчиком» (1х3 см), наклеенным на лобовом стекле у левой стойки; |
![]() | ночью все биоритмы человека минимизированы, и только часов в 5 утра биологическая активность начинает увеличиваться, поэтому можно двигаться более уверенно; |
![]() | ночью у водителя может включиться «фантазия» кинозрителя. Для него фары – луч проектора, плохо освещенная обочина дороги – темный зал, а в лобовом стекле (на экране) – картинка, не соответствующая реальности, «кино». Ее источники – различного рода блики на лобовом стекле от морганий фар встречных авто на неровностях или просто усталость. А ведь решения человек принимает, исходя из того, что воспринимают его органы зрения. И когда реальность сменяется фантазией, реакции водителя за рулем могут быть самыми неожиданными. |
В наш век скоростей, неврозов и хронической усталости можно отключиться за рулем и среди бела дня – после плотного обеда, под влиянием тепла и солнца. Движение в таком состоянии чревато неприятными последствиями.
Ночью скоростной режим должен быть таким, чтобы в момент появления препятствия в световом пятне фар водитель успел остановиться или безопасно объехать его.
Не спать!
Если почувствовали усталость или сонливость, нужно немедленно стимулировать работоспособность: например, громкой ритмичной музыкой, прохладным микроклиматом в салоне, даже жеванием чего-нибудь съестного. Это внешние, раздражающие сознание факторы. Но самый эффективный способ – остановиться и подремать – лучше всего в течение 1,5–2 часов, но если нет времени, то хотя бы 20–30 минут.
Если сонливость одолевает днем, «разбудить» себя можно, потерев уши, лоб, затылок, похлопав руками по телу. Но действеннее все же будет остановиться, пройтись, попрыгать и т. п. Не помешает чашечка крепкого кофе. А еще можно провести «мозговой штурм», но не в ущерб контролю дорожной обстановки. Например, вспомнить технические характеристики своей машины; составить и решить несложную задачку, рассчитав расход топлива… Короче говоря, используйте любые методы, чтобы получить необходимый эффект.