X

Азбука света

Большую часть информации человек воспринимает зрением, поэтому автомобильные световые приборы широко используются еще и для общения на дороге. Кроме сигналов, установленных Правилами дорожного движения, существует ряд неформальных условных знаков – как из зарубежного опыта, так и наших, «местных».

Большую часть информации человек воспринимает зрением, поэтому автомобильные световые приборы широко используются еще и для общения на дороге. Кроме сигналов, установленных Правилами дорожного движения, существует ряд неформальных условных знаков – как из зарубежного опыта, так и наших, «местных».

Большую часть информации человек воспринимает зрением, поэтому автомобильные световые приборы широко используются еще и для общения на дороге. Кроме сигналов, установленных Правилами дорожного движения, существует ряд неформальных условных знаков – как из зарубежного опыта, так и наших, «местных».

Сигналы указателями поворотов

1 Два-три мигания аварийной сигнализацией: «Спасибо!». Сигнал передается тем, кто пропустил вас впереди себя или притормозил, дав вам возможность перестроиться. Кстати, если вас не поблагодарили, не обижайтесь – на машине может не работать «аварийка» либо человек просто не знает, что так принято. За городом в ответ водители грузовиков могут подать звуковой сигнал. Смысл – «все мы одной крови…»

2 Два-три мигания правым поворотом (подает легковой автомобиль): «Вижу, обгоняй спокойно!». Водитель сигналит в случае, если не может или не хочет ехать быстрее. В ситуации, когда идущий сзади автомобиль пытается вас обогнать, а встречные машины мешают, сигнал подается одновременно со смещением вправо. «Тихоход» может немного притормозить в момент выхода коллеги на обгон, чтобы ускорить маневр. Пытающийся обогнать не обязательно лихач, может, ему действительно необходимо ехать быстрее.

Если этот сигнал подает впереди идущий грузовой автомобиль – «Обгоняй, впереди чисто!». Такой сигнал часто применяют водители большегрузных «фур», которые «высоко сидят, далеко глядят» и понимают, что для обгона грузовика нужно больше места. Обычно подается на дорогах со сложным профилем (например, перед вершинами подъемов), когда водитель грузовика видит свободную левую полосу и отсутствие помех для обгона. После обгона принято благодарить («аварийкой» или поднятой в окне рукой).

3 Включение левого поворота (подает приближающийся сзади по левой полосе автомобиль, когда никаких признаков места для левого поворота нет): «Пропусти, пожалуйста, тороплюсь!». Сигнал распространен на автострадах в Европе, изредка встречается и у нас, равноценен одному-двум сигналам дальним светом, но воспринимается скорее как просьба и не так раздражает окружающих.

4 Включение левого поворота (в ответ на сигнал дальним светом со стороны приближающегося сзади по вашей полосе автомобиля): «Пропустить не могу, перестроился для поворота налево!». Увидев такой сигнал, можете быть уверены, что вас заметили, но по тем или иным причинам пропустить не могут. Иногда вынужденный выход на левую полосу за городом может быть вызван каким-либо препятствием на правой полосе, поэтому прежде чем обходить справа, убедитесь, что это безопасно. А если этот сигнал подает впереди идущий грузовой автомобиль после включения вами левого поворота для обгона, значение сигнала несколько иное: «Не обгоняй, опасно!». Водителю грузовика из высокой кабины дальше видно, и если встречная полоса занята, он предупреждает об опасности. Как правило, если появится свободное место – вам об этом подскажут миганием правого поворота. Не забудьте поблагодарить коллегу включением «аварийки» или поднятой рукой.

Стоп-сигналы

5 Одно-два коротких мигания стоп-сигналами: «Уважаемый, вы слишком близко подъехали, а я сейчас буду тормозить! Увеличьте дистанцию, иначе въедете в багажник!». Иногда таким образом отпугивают желающих ездить «на хвосте», но чаще действительно предупреждают о предшествующем торможении. Такой же сигнал использует водитель буксирующего автомобиля, предупреждая коллегу на прицепе о предстоящем торможении или о необходимости начинать торможение (например, на спуске), чтобы сохранить трос в натянутом состоянии. После такого сигнала водитель буксируемого авто начинает торможение первым.

Сигналы фарами

6 Длинный сигнал дальним светом фар в сторону водителя автомобиля, который находится впереди вас, – чтобы привлечь к себе внимание (например, если вы видите, что человек пытается выехать на дорогу и не смотрит в вашу сторону). Может сочетаться со звуковым сигналом. А если к световому сигналу добавляются два-три звуковых – это уже, скорее, ругательство, как минимум возмущение. За городом в сторону водителя, идущего по встречной: «Что же ты делаешь, полоса занята!».

7 Длинный сигнал дальним светом фар от водителя автомобиля, едущего навстречу или подъезжающего со стороны в городской пробке: «Пропустите, пожалуйста!».

8 Один-два длинных cигнала дальним светом фар со стороны автомобиля, движущегося сзади по вашей полосе: «Уступите полосу! Тороплюсь!». Сигнал пришел из европейских стран. Но не следует забывать, что его смысл – просьба, а не требование! И если вам не уступают дорогу, это не повод тут же устраивать «разборки». Вполне возможно, что у едущего впереди есть на то свои причины.

9 Один-два коротких сигнала дальним светом у автомобиля, который подъезжает по главной дороге, едет навстречу в пробке или движется позади вас по соседней полосе: «Вижу, проезжай, пропускаю!». Обычно используется в ситуациях, когда по правилам водитель пропускать не обязан, но хочет помочь коллеге, выезжающему со стоянки, с второстепенной дороги или при необходимости перестроиться на другую полосу движения в плотном потоке. Подтвердить, что вы заметили сигнал, нужно кивком головы или поднятой рукой. За предоставленную возможность совершить маневр принято благодарить (кивком головы, поднятой рукой или кратковременным включением «аварийки»).

Сигнал предназначен для водителя, стоящего «в очереди» первым. Остальным желательно не нахальничать, на ваш проезд не рассчитывают!

10 Один-два коротких сигнала дальним светом фар: «Внимание, опасность!» (или «Впереди контроль!»). Один из сигналов, который используют с незапамятных времен. За рубежом, кстати, такое не принято, ведь в ряде стран скорее предупредят полицию о нарушителе, чем нарушителя о наличии полицейского на дороге. Применяется также в случаях, если впереди есть какая-то опасность для встречного автомобиля (ДТП, препятствие с ограниченной видимостью и пр.).

11 Сигналы дальним светом фар машины с включенной аварийной сигнализацией, приближающейся сзади по вашей полосе, едущей по встречной полосе и в других ситуациях: «Экстренный случай! Уступите дорогу!». Это признак того, что в машине больной, нуждающийся в срочной медицинской помощи, или роженица. Пользоваться таким сигналом без необходимости не стоит, как говорят, можно накликать… Но если вас просят, уступите, в такой ситуации может оказаться любой.

Экзотика

Оригинальный сигнал довелось увидеть на стоящем у тротуара спортивном купе с убирающимися фарами: с приближением красивой девушки фары медленно открывались, а затем правая фара закрывалась и открывалась (подмигивала). Комментарии излишни – осталось только реснички приклеить!

P.S. Уважаемые читатели! Если вам известны другие световые сигналы, используемые в каком-либо из регионов нашей страны, просьба присылать информацию в редакцию. Со своей стороны, обязуемся довести ее до всех читателей. Ведь чем лучше мы станем понимать друг друга на дороге, тем безопаснее будет ездить.

Александр Ландарь