Время на консультации и урегулирования спора с Японией в рамках ВТО относительно спецпошлин на легковые авто уже истекло, равно как и терпение «Страны восходящего солнца».
26 февраля 2014 года Япония обратилась в специальный орган по разрешению споров между членами Всемирной торговой организации (Dispute Settlement Body, DSB) с просьбой создать экспертную панель. По информации издания «Капитал», обвинение Токио в адрес Киева состояло из 11 пунктов, в том числе отмечено и нарушение Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT), которое лежит в основе ВТО, и соглашения самой ВТО о защитных мерах (Agreement on Safeguards).
В частности, Япония обратила внимание, что Украина, вводя пошлины, не опубликовала отчет с обоснованиями для их введения и не провела предварительные консультации с членами ВТО. Помимо этих процедурных нарушений, по мнению Токио, «Украина ввела защитные меры выше тех, которые необходимы для предупреждения или решения серьезной проблемы». В свою очередь Киев утверждал, что спецпошлина – вынужденная мера для защиты украинских автопроизводителей от растущего автомобильного импорта и сокращения отечественного производства авто.
Автоимпортеры ожидают, что ставки на спецпошлины будут снижены
Пошлины на импортные авто – законны
В ноябре к спору присоединились две другие пострадавшие от украинских спецпошлин стороны – Евросоюз и Россия. В частности, Брюссель наравне с Токио и Вашингтоном был первым среди членов ВТО, кто осудил украинские ограничения еще в марте прошлого года (т. е. до вступления в силу спецпошлин).
По словам уполномоченного правительства по вопросам европейской интеграции Валерия Пятницкого, японцы от украинцев подобного предложения не получали – в процессе консультаций обсуждались аргументы Киева в пользу спецпошлин, а не пути урегулирования конфликта. Как говорится в заявлении Японии, которое рассматривалось 26 февраля на заседании DSB, после инициирования 30 октября консультаций Япония провела две встречи с Украиной – 29 ноября и 21 января. «К сожалению, этим консультациям не удалось решить спор», – говорится в заявлении.
Пошлины на авто в Украине могут остаться, «благодаря» автопроизводителям
Пошлины на авто в Украине отменят
Поэтому Токио, следуя регламенту ВТО, обратился в DSB с просьбой собрать специальную экспертную панель, чтобы разрешить конфликт. По словам Пятницкого, обычно такое предложение не принимается сразу после первого внесения. Но если японцы подадут его во второй раз на следующем заседании DSB, которое пройдет 26 марта, Украина вынуждена согласиться на создание панели. В том, что так и случится, Пятницкий не сомневается: «Япония пойдет до конца, потому что для нее важно создать прецедент решения спора, касающегося подобных процедурных нарушений в процессе введения защитных мер».
Создание панели занимает 45 дней, после чего девять месяцев отводится на изучение ситуации, подготовку, предоставление всем сторонам финального отчета и утверждение его. Таким образом, согласно правилам работы DSB, вердикт вынесут приблизительно в феврале 2015 г. Затем, если последует аппеляция, выполнение вердикта отложат еще на три месяца.
Пошлины на иномарки в Украине – причина жалобы Японии в ВТО
Спецпошлины на иномарки вынудят Украину отчитаться перед ВТО
Пошлины на авто в Украине обойдутся Евросоюзу в 250 млн евро
Однако, так много времени на отмену спецпошлин может и не понадобиться. Хотя формально ограничения введены на три года, в ВААИД полагают, что они должны быть снижены не позднее, чем с 14 апреля текущего года с учетом законодательных требований по либерализации специальных мер, действие которых превышает один год. Норма о постепенной либерализации таких мер через регулярные (равные) интервалы в течение срока применения после года их действия содержится в статье Соглашения о защитных мерах ВТО и в законе Украины «О применении специальных мер в отношении импорта в Украину».