X

Восставший из пепла

В этом году после перерыва, вызванного кризисом, возродилось производство автобусов на ОАО «Стрый-Авто». Более того, здесь подготовлена к выпуску принципиально новая модель – А102.

В этом году после перерыва, вызванного кризисом, возродилось производство автобусов на ОАО «Стрый-Авто». Более того, здесь подготовлена к выпуску принципиально новая модель – А102.

В этом году после перерыва, вызванного кризисом, возродилось производство автобусов на ОАО «Стрый-Авто». Более того, здесь подготовлена к выпуску принципиально новая модель – А102.

Еще в 1976 году в районном центре Стрый Львовской области был основан завод для капитальных ремонтов автобусов ЛАЗ, в первую очередь туристических – модели 699 «Турист-2», а также городских – 695. Для этого на предприятии были предусмотрены кузовное и механосборочное производства, а также шесть покрасочных камер, как и на «ЛАЗе». Кроме того, на заводе производили капитальные ремонты двигателей ЗИЛ, устанавливаемых на ЛАЗы в те времена, а также восстанавливали венгерские мосты Raba. Другой важной задачей предприятия было изготовление машин для мойки автотранспортных агрегатов – АКТБ 114А, 118. В послужном списке и первые дизельние городские автобусы ЛАЗ 42021 – львиная их доля была собрана именно в Стрые.

Новая модель «Стрый-Авто» – А102

Школьный автобус А0755 на шасси ЗИЛ «Бычок». Дл. – 7,5 м. Мест – 28 (сид.). Мощн. – 136 л. с.

Площадь цехов завода составляла почти 14 тыс. м кв., а проектная мощность – около 1700 автобусов в год. Даже после развала Союза заказы поступали еще три года, хотя уже и не в таких объемах. В 1994 году завод преобразовался в ОАО «Стрый-Авто» и… фактически остановился на долгие годы.

Только в 2003 году группа энтузиастов решила возродить предприятие. Сначала занимались переоборудованием бориспольских «Эталонов» согласно программе «Школьный автобус». За год успели сделать 30 машин. В том же году был изготовлен экспериментальный автобус БАЗ-2215, который позже стали выпускать на Черниговском автозаводе.

ОАО «Стрый-Авто» оптимистически смотрит в будущее. Ведь здесь есть сплоченная команда, хорошая продукция и стабильные заказы.

Первым собственным проектом завода стала модель А075. Автобус был создан на шасси «Бычка» в основном для пригородных перевозок. Большую роль также сыграла программа «Школьный автобус» по Львовской области. При поддержке властей удалось обеспечить транспортом немало школ и заодно возродить подупавшее производство. Так, если за весь 2004 год завод выпустил только четыре автобуса, то уже в 2005–2008 из ворот выезжало в среднем 15 машин в месяц.

Экономический кризис жестко прошелся и по заводу: программа «Школьный автобус» фактически была свернута, а частным перевозчикам автобусы стали просто не по карману.
Лучик надежды блеснул в начале 2010 года. У предприятия сменился владелец. Вернули старую команду, которая дружно во второй раз начала возрождать завод. На сегодня уже выпущено 15 машин, в основном для школ. До конца года планируют сделать столько же.
Ныне программа завода включает три модели. Две из них унифицированы по кузовам и отличаются в основном только шасси. Школьные автобусы строятся на базе «Валдай», а частные клиенты выбирают Mercedes-Benz Vario. Отметим, что А-0755 на шасси «Валдай» очень похож на автобус «Виктория», который выпускали на предприятии «ГалАЗ». Все объясняется просто – этот завод свернул выпуск автобусов, а команда конструкторов вместе с документацией перешла на «Стрый-Авто».

Пригородный автобус А07562 на шасси Mercedes-Benz Vario. Дл. – 7,5 м. Мест – 38 (сид. 28). Мощность – 105 л. с.

Салон новой, низкопольной модели А102 рассчитан на 60 пассажиров.

Особо нужно отметить принципиально новую, оригинальную разработку – модель А102 (заглавное фото). Она имеет несущий кузов, низкий уровень пола. И, что важно, спроектирована так, чтобы заказчик сам мог выбирать двигатель, коробку передач и задний мост. Машина имеет 32 места для сидения, а полная вместимость составляет 60 человек при общей длине в 8,26 м. На ней можно устанавливать двигатели MAN, Mercedes-Benz или IVECO мощностью 150–180 л. с. Сам проект был воплощен в металле еще в кризисном 2008 году, на шасси FAW, а руководил разработкой конструктор Петр Цыбривский. Хочется верить, что сегодня эта модель найдет свое место на улицах наших городов.

Гость из Беларуси

Интересно, что компания «Каскад», которая является официальным дилером ООО «Стрый-Авто», недавно вывела на рынок Украины еще один автобусный бренд – «Неман». Белорусское унитарное предприятие «Опытный завод «Неман» находится в городе Лида. Во времена Союза оно выпускало военную продукцию. А в 90-е гг. здесь начали сборку автобусов ЛиАЗ, ПАЗ, а также «ГАЗель».

Белорусское предприятие «Неман» выпускает широкую гамму автобусов пассажировместимостью от 18 до 110 человек.

Сегодня здесь изготавливаются городской автобус модели 5201, пригородный 5212 и улучшенной комфортабельности 520122. Машины предлагаются в различной комплектации, в том числе с двигателем Caterpillar, механической коробкой передач ZF или «автоматом» Voith. Кроме того, начата сборка 18-местных автобусов малого класса «Неман-3232». Двигатель может быть бензиновым, дизельным или газовым. Предлагается также машина модели 42012 – на шасси IVECO, в различных комплектациях, в том числе с кондиционером. Готовится выпуск автобусов с новым, современным дизайном, что позволит улучшить их потребительские качества.

Автобусы «Неман» поставляются не только в Беларусь, но и в Россию, Армению. Азербайджан, а теперь и в Украину.

Михаил Бурьян
Фото автора