Владимир Караваев: «Инспектор тоже может ошибаться»
Правозащитник Владимир Караваев стал известным благодаря нашумевшей книге «100 аргументов против штрафов ГАИ». Сегодня он у нас в гостях в качестве старшего юриста проекта «Мобильный автоадвокат».
Правозащитник Владимир Караваев стал известным благодаря нашумевшей книге «100 аргументов против штрафов ГАИ». Сегодня он у нас в гостях в качестве старшего юриста проекта «Мобильный автоадвокат».
В услуге «Мобильный адвокат» на звонки водителей отвечаете вы лично или ваши коллеги? Могу ли я быть уверен в их компетентности?
Владимир Караваев: Работа построена таким образом, что в реальном времени я вижу все звонки, поступающие к автоадвокатам. Если время позволяет, отвечаю на них сам. Во-первых, всегда приятно помочь человеку, во-вторых, не находясь постоянно в процессе, можно потерять квалификацию. За компетентность других адвокатов можно не переживать. Они работают со мной не первый год. К тому же мы регулярно анализируем поступившие звонки и производим корректировку ситуаций на будущее. Сейчас будем готовить новую группу адвокатов. Из опыта знаю, что полноценно они смогут включиться в работу где-то через полгода. Все это время уйдет на подготовку – как теоретическую, так и практическую.
Если я поступал согласно рекомендациям «Мобильного адвоката», но дело передали в суд, кто меня защитит в ходе процесса?
Владимир Караваев: Пока у нас нет физической возможности представлять интересы клиентов в суде. Как минимум для этого необходимо присутствие нашего адвоката в том или ином населенном пункте. Выезд возможен и сегодня, однако расходы на командировку могут превысить сумму штрафа. Наша сеть расширяется, и мы стремимся к локализации услуги. Проще говоря, если вы звоните из Днепропетровска, вас будет консультировать адвокат, живущий именно в этом городе. Он же впоследствии сможет составить исковое заявление и представлять интересы клиента в суде.
Прежде чем соглашаться с обвинениями автоинспектора, проверяйте их обоснованность. Он тоже человек и может ошибаться.
Я попал в ДТП, виновник которого скрылся, но есть номер его автомобиля. Мне пришлось отъехать от места происшествия на 10 м. Работники ГАИ сказали, что раз на месте ДТП нет машин, виновного определить невозможно. Так ли это?
Владимир Караваев: Работники ГАИ абсолютно правы, так как согласно ПДД водитель не то что авто не должен двигать – даже предметы не имеет права перемещать. А что касается виновника, так при наличии номера его авто – это уже задача следственного отдела, как и восстановление картины в целом по ДТП. А на будущее имейте в виду, что некоторые адвокаты, приезжая на место происшествия, порой на полметра перемещают автомобиль, и это решает исход дела.
Могут ли остановить автомобиль на дороге для проверки светопропускания стекол?
В. К.: Остановить могут. Проверить могут. Но не визуально. Только с помощью измерительных приборов. Напомню, что такой прибор обязательно должен иметь сертификат и акт поверки. Без этих документов применение инспектором ГАИ любых технических средств запрещено Приказом МВД № 111.
Должны ли у работника ГАИ быть доказательства вины водителя или водитель обязан доказывать свою невиновность инспектору в случае, если он не нарушал ПДД, но был остановлен инспектором. Как действовать в таких ситуациях?
В. К.: Есть два момента. Первый – когда водитель общается с инспектором ГАИ. Даже при отсутствии доказательств гаишник может наказать водителя, основываясь на своем убеждении. Ситуация меняется, когда водитель обращается в суд с обжалованием решения инспектора. В этом случае работник ГАИ должен доказать в суде правомерность своего решения. И без доказательств ему не обойтись.
Одной из причин для остановки ТС является «Отработка целевой операции по проверке документов на ТС». Получается, инспектор имеет право остановить кого угодно и когда угодно?
Владимир Караваев: Не каждого и не всегда. Согласно Конституции любое должностное лицо может действовать только в пределах полномочий, предусмотренных законом. Сегодня у инспектора есть 12 законных оснований для остановки автомобиля. Проведение так называемых спецопераций – одно из них. Проводится такая операция или нет, вы можете узнать, позвонив по телефону доверия, который есть у того же инспектора ГАИ. Во время звонка уточните номер приказа и кем он отдан. Именно уточнение реквизитов часто отбивает у инспекторов ГАИ желание дальнейшего общения. Ведь если на самом деле спецоперация не проводится, а инспектор объясняет остановку авто именно этим, то он, мягко говоря, лжет. А делать это работнику милиции непозволительно.