ВААИД ответил «Укравтопрому» по спецпошлинам на импортные авто
На доводы «Укравтопрома» относительно спецрасследования Олег Назаренко отвечает:
1. Относительно соответствия заявления «Укравтопром» требованиям как действующего законодательства Украины, так и «Соглашения по специальным защитным мерам» Всемирной Торговой Организации.
В данном пункте обосновано цитируются формы Соглашения и приводятся цифры падения производства, производительности, загрузки мощностей, занятости, прибыли и потерь «Укравтопрома». Я не собираюсь спорить, по поводу прибыльности или убыточности «Укравтопрома» (не люблю считать деньги в чужих карманах, так же не люблю когда считают в моих). Я заведомо согласен, что было падение «Укравтопрома» в 2008-2010 г.г. Но по какой причине? Ведь упомянутое Соглашение ВТО говорит, не только о падении производства, убытках и т.д., а о главном: по какой причине это произошло (т.е. исключительно по причине роста). Ведь никто не будет спорить, что чума, пожар, воровство директора, либо уход в запой работников завода – автопроизводителя в какой либо стране, не даст повода автопроизводителю этой страны требовать повышения пошлины против импорта. Ему посоветуют вызвать врачей, пожарных, уволить топ менеджмент и т.д. А тут оказывается во всем виноваты автоимпортеры! Причем, когда с 2000 г. по 2008 г.г. авто сборка в стране ежегодно росла, то где-то вредители – импортеры прятались, а в 2008 г. вылезли для своего «черного дела». Я очень рад, что «Укравтопром» уже все забыл, а я не забыл 2008-2009 г.г. года мирового кризиса, когда рушились банки, сообщения с бирж читались как фронтовые сводки, а рядовой украинец думал, сохранит ли он завтра работу.
Мировой кризис был похуже пожара или чумы, да и мир ведь еще не отошел от него. А в Украине упало потребление всех товаров, а не только автомобилей, и виноват в этом кризис, и отсутствие кредитования, а не вредители импортеры.
Так что в ВТО меры по защите производителя применяются исключительно, если защищать его надо не от пожара, наводнения, кризиса, а действительно от импорта товаров из-за рубежа по демпинговым ценам. А в момент, когда мир еще не восстановился от кризиса, жить по принципу: «умри сегодня, а я завтра» не совсем верно.
2. Относительно якобы отрицания наших аргументов, что вследствие введения 13% пошлины в 2009 г. Госбюджет получил убытки.
Я уже говорил, что не люблю считать деньги в чужих карманах, но и не хочу, чтобы считали мои деньги, поэтому рассуждения и данные Ассоциации автопроизводителей о остатках нереализованных автомобилей на складах дилеров на 01.01.2009 г. и 01.04.2009г. у меня вызывают сомнения, но я начинаю сомневаться и в правильном названии организации наших оппонентов «Укравтопрома», может им лучше подойдет название: Ассоциация ветеранов спецслужб? А любой желающий может в «Google» найти интервью тогдашнего в 2009 г. Председателя Гостаможслужбы А.В. Макаренко и его оценку ущерба Госбюджета от введения 13% надбавки к пошлине. Именно, на его слова и остановке импорта и падении доходов в Госбюджет я и ссылался, а поверить в то, что «Укравтопром» посчитал все авто на складах у дилеров, (кстати, эту информацию дилеры скрывают друг от друга) и есть более информированные главного таможенника страны, увы, не могу.
3. «Укравтопром» утверждает «Анализ информации Госкомстата за период 2008-2010гг. свидетельствует, что потери государственного бюджета от сокращения объемов производства автомобилей (без учета предприятий – поставщиков материалов и компонентов) составили 12,8 млрд. гривен».
Отмечаю, что не Госкомстат свидетельствует, а анализ его информации неизвестными аналитиками. Кроме того, снова неизвестно, кто виноват в падении доходов бюджета: кризис или снова вредители – импортеры. А наши подсчеты о возможных потерях 1,23 млрд. грн. в результате введения спецпошлин основаны на расчетах при импорте: с одного машинокомплекта бюджет получает фиксированную сумму в 100 Евро, с одного авто в собранном виде 10% стоимости (а по данным ДМСУ средняя стоимость импортированного авто 18,3 тыс. дол. США), НДС возвратен, акциз платят все одинаковый. Напомню, что до 2008 года в Украине производились «Мерседес», «Крайслер», «Опель», «Ауди», «Фольксваген», «Грейт Вол» и др. и бюджет получал с каждого машинокомплекта по 100 Евро, сейчас эти же авто импортируются и бюджет получает по 10% от стоимости каждого авто. Первоклассник посчитает, что более выгоднее для страны и сколько бюджет потеряет, если в Украине будет продаваться «по меньшей мере, на 50тыс. единиц», собранных из машинокомплектов авто, как угрожает «Укравтопром». Относительно примеров «Укравтопрома» уплаты НДС 19,6 тыс. грн. при растаможке комплектующих, так разве Вам НДС не возвращают? Я ведь не привожу в пример НДС при импорте, т. к. НДС по своей сути возвратный налог, тем более, для экспортеров.
4. О якобы высказываниях ВААИД об увеличении пошлин за 20 лет.
Мне неизвестно, какие именно ставки ввозной пошлины были 20-30 лет назад, я в ту пору еще офицером был и поэтому «Укравтопрому» легко опровергать утверждение, которого на самом деле не было. На самом деле, мы утверждали, что если, льготы (аналогов в мировой истории не было!): полное освобождение от всех существующих налогов, начиная с 1998 года, по словам «Укравтопрома», им не помогли, то, как же им сможет помочь спецпошлина? На самом же деле, преференции им помогли, и развитие автосборки началось не после поднятия пошлины в 2004-2005 гг. а гораздо раньше, когда были и льготы и пошлина.
А, повторяю, только 13% надбавка к пошлине без льгот в 2009 году ожидаемых результатов не дала, и значит, ошибка предыдущего правительства может повториться.
5. Относительно определений «автосборки» и «автопроизводства».
Уже в самом утверждении наших оппонентов: «Примером может стать автосборочный завод, построенный концерном «Фольксваген» в России. Этим требованиям в полном объеме отвечают «ЗАЗ», «Еврокар», «Богдан». Звучит оговорка по Фрейду «автосборочный завод», да и WV в России не придет в голову объявить себя национальным производителем и потребовать введения спецпошлин. В мире под «автосборкой « и «автопроизводством» понимают разные вещи. По украинскому законодательству, я абсолютно согласен, смены таможенного кода товара «с кузова – на автомобиль» достаточно, чтобы считать не только «автосборщиков» – «автопроизводителями», но и собранные по такой схеме автомобили украинскими (как впрочем, импортер швейцарских хронометров, произведя в Украине несколько допопераций, имеет право назвать часы украинскими). Но по законодательству мировому (ВТО) товар считается произведенным там, где он был произведен; а в случае, если было задействовано, несколько стран, то там где он был, подвергнут наибольшей переработке.
Украина имеет право на свои критерии оценки, но они не всегда соответствуют мировым (мы можем подобно какому-нибудь племени из Верхней Вольты считать идеалом красоты 150киллограмовую коротышку, а можем согласиться с мировыми критериями красоты, по которым украинки на первом месте). А по мировым критериям: корейским, чешским или китайским автомобилем считается автомобиль, разработанный в Корее, Чехии, Китае, где, кстати, было выпущено и его сердце – двигатель. Кроме того, я всегда считал и считаю, уже, увы, снятые с производства «Таврию», «Славуту», Волынянку – украинскими авто (о чем говорили даже украинские названия) и «Хёнде Туссон» или «Дэу Ланос», увы, по-украински для меня не звучат. И меня в этом поддерживают не только миллионы украинцев, но и россиян, которые, несмотря на построенные у них 28 автосборочных завода, российскими авто считают «Ладу», «Ниву» и «Москвич», а иностранные авто, собранные в РФ, с удовольствием покупают по доступным ценам, хоть и не считают российскими, а инвесторы иностранные прекрасно себя чувствуют и не объявляя себя «нацвиробниками».
6. Аргументация «Укравтопрома» относительно ухудшения положения автоимпортеров и дилеров, которые создали 84 тыс. рабочих мест, просто ошеломительная.
По логике наших оппонентов, цитирую «для дилера не имеет большого значения, какими марками автомобилей он будет торговать», кстати, ассоциативный ряд логично было бы продолжить «для украинца не имеет большого значения, на чем ездить, где и с кем жить!!!» Интересно, «Укравтопром» делал соцопрос среди дилеров или получил данные Госкомстата? Т.е. Дилерам предлагает «Укравтопром» торговать собранными в Украине авто и делает выводы, цитирую «Таким образом, введение защитных мер никоим образом не будет способствовать сокращению численности работающих в дилерской и сервисной сети». Видимо, следующим аргументом «Укравтопрома» будет: «Всем дилерам работу дадим, ВААИД разгоним, а Назаренко сопротивляется т.к. за рабочее место боится, так мы и его трудоустроим». Интересно, как отреагировали бы наши оппоненты, если бы мы им сделали подобное предложение, мол, не волнуйтесь, автосборку закроем, но Вас всех трудоустроим у дилеров либо в сервисе?
Напомним, что решение о введении спецпошлины на импортные авто может быть принято сегодня.