Продажи автомобилей в России падают с весны этого года, однако участники рынка со следующего года ожидают увеличения спроса.
Рост продаж автомобилей в странах БРИК, куда входит и Россия, может возобновиться уже в 2014 году, заявил гендиректор Renault и Nissan Карлос Гон. Потенциал роста он связывает с низким уровнем автомобилизации: в России сегодня меньше 300 автомобилей на 1000 человек, средний показатель по Европе – 500 автомобилей, в Португалии – 500 машин на 1000 человек, в Испании и Италии – более 500 машин на 1000 человек. «У меня нет ни секундного сомнения, что уровень автомобилизации в России должен быть не меньше, чем в Португалии, Испании или Италии», – говорит глава Renault-Nissan.
Как пишет газета «Ведомости», в 2012 году российский рынок легковых автомобилей и LCV вырос на 11% до 2,9 млн. штук, а весной 2013 года началось его сокращение: в январе-августе он упал на 7% до 1,8 млн. машин, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. По словам экспертов, сказалась высокая база весны прошлого года, при этом повысились ставки по автокредитам, произошло насыщение рынка за счет скидок и акций, подешевел рубль, наблюдается общее замедление роста экономики. В таких условиях люди стараются отложить крупные покупки, говорят аналитики.
Российский автопром загружен лишь на 60%
Иностранцы модернизируют российский автопром
Между тем, в следующем году продажи автомобилей в России возобновят рост, прогнозируют участники рынка. В 2013 году российский автомобильный рынок составит около 2,75 млн. штук, в 2014 и 2015 гг. он, скорее всего, будет демонстрировать рост на уровне 100 тысяч машин, говорит представитель «Тойота мотор». По его мнению, рост будет обусловлен сравнительно низким уровнем автомобилизации населения, государственными мерами поддержки, включая программу льготного автокредитования, а также расширением предложения за счет новых и обновленных моделей. «Несмотря на временные явления в экономике, связанные с разными факторами, в том числе макроэкономическими, Россия по-прежнему очень хороший рынок, крупнейший для Toyota в Европе», – подчеркивает исполнительный вице-президент Toyota Motor Europe Карл Шлихт.
«Предполагаю, что расти рынок в 2014 году действительно будет, но скромно – на 3-5%», – соглашается управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин. Некоторого оживления рынка можно ожидать за счет роста поставок автомобилей локального производства, госпрограммы субсидированного кредитования (запущена в июле 2013 года), которая уже в этом году несколько компенсировала спад до конца года, а также ожидаемой госпрограммы утилизации, перечисляет он. Сдерживающим фактором будет рост цен на импортируемые автомобили из-за ослабления бивалютной корзины, считает Д.Петрунин.
Впрочем, некоторые аналитики считают, что естественных причин для роста российского автомобильного рынка в 2014 году нет. По их мнению, продажи могут возрасти только в случае использования стимулирующих инструментов, в первую очередь со стороны государства. Замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов ранее говорил, что помимо госпрограммы льготного автокредитования применение других мер поддержки рынка легковых автомобилей пока не планируется.