Несмотря на отмену Верховной Радой утилизационного сбора, мало, кто из импортеров надеется на рост продаж.
Похоже, что завоеванный пикетами парламента и перекрытием улицы Грушевского закон об отмене утилизационного сбора в ближайшем будущем не принесет ожидаемого снижения цен и роста авторынка.
Рада с трудом, но все же отменила утилизационный сбор и акциз на переоборудование автомобилей
Хотя пресс-релиз Ассоциации автоимпортеров ВААИД полон оптимизма и гласит, что «принятый Закон об отмене утилизационного сбора и уменьшение на 30% спецпошлины на автомобили однозначно оживит украинский авторынок и будет способствовать реализации «отложенного спроса» населения на покупку авто», с этим утверждением не соглашаются даже сами члены ВААИД.
Так, глава представительства «Пежо Украина» Серж Банзе считает: «Мне кажется, что налоговые изменения будут иметь минимальный эффект на автомобильный рынок. То, что действительно может способствовать восстановлению автомобильного рынка – стабилизация экономики, страны и национальной валюты».
Похожий ответ дала и пресс-служба компании «Ниссан Мотор Украина». Ответ PR-координатора компании Владимира Иванова гласит: «Возможно некоторое замедление падения (рынка). Рост ограничен падением рынка, который в свою очередь зажат сложной экономической ситуацией в стране и стремительной девальвацией».
Специалист по маркетингу ОАО «УКРАВТОВАЗ» Олег Махно уверен, что «сейчас на ценообразование автомобилей влияет не только «либерализация» налогообложения, но и, прежде всего, стремительный рост курса валют по отношению к гривне. Автомобильный рынок всегда был напрямую привязан к валютной (в основном, долларовой) составляющей. И рост курса доллара на 45-50%, который мы видим на текущий момент, заставляет постепенно подтягивать розничные цены к данному уровню. Если тенденции на валютном рынке сохранятся, то сокращение налогов позволит только несколько замедлить удорожание автомобилей».
Глава представительства Renault в Украине более оптимистичен: «Отмена утилизационного сбора поможет частично компенсировать рост цен, связанных с девальвацией обменного курса. Мы надеемся, что это приведет к небольшой, но все же позитивной динамике в продажах. Ведь влияние новых налогов на стоимость автомобиля будет значительно меньше, чем уровень девальвации, с которым мы столкнулись. Мы планируем снизить цены на сумму утилизационного сбора, но дело в том, что это снижение лишь частично компенсирует увеличение цен, которое было спровоцировано девальвацией только в последние дни».
«Мы не ожидаем роста рынка из-за отмены утилсбора, – говорит специалист по рекламе и PR «Дженерал Авто Груп» Катерина Семечаевская, официальный дистрибьютор Opel, Chevrolet в Украине. – Цены в гривнах значительно увеличились из-за девальвации национальной валюты, покупательская способность населения падает, банки крайне неохотно кредитуют покупку автомобилей, плюс геополитическая нестабильность. Все эти факторы не способствуют росту продаж».
«Увеличение продаж возможно только после того, как стабилизируется экономическая ситуация, а она сейчас только ухудшается, то есть мы еще даже не на пределе, – говорит Александр Тимофеев, генеральный директор компании «АВТ Бавария» (официальный импортер BMW, MINI). – Сегодня наша компания минимизирует склад, продавая автомобили ниже себестоимости. Все остальные автомобили стараемся продавать на этапе производства, чтобы уменьшить свои риски. А при таком формате ведения бизнеса увеличения продаж быть не может».
Посчитаем сами. Отмена утилизационного сбора «отнимет» от цены популярных автомобилей стоимостью 15-25 тысяч долларов от 5 до 15 тыс. грн. Зато влияние падения украинской гривны с 8 до 12 гривен за доллар удорожало эти автомобили более, чем на 50%. Автомобиль, который с учетом утилизационного сбора в начале года стоил 150-160 тыс. гривен, теперь оценен в 240-260 тысяч. И отмена от его цены 7,5 тысяч гривен вряд ли заставит покупателя пойти в автосалон и отдать за него деньги. Кроме того, в конце марта парламент вдвое увеличил акцизы, что практически нивелировало отмену утилизационного сбора. По расчетам «Автоцентра», снижения цен на популярные иномарки в результате принятых нововведений можно ожидать на 2-3%, в некоторых случаях до 7%.