Министерство экологии и природных ресурсов предлагает ввести сбор с импортеров и производителей легковых и грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники при утилизации автомобилей в Украине.
Во вторник вечером министерство обнародовало проект постановления правительства «О некоторых вопросах заготовки и утилизации непригодных к использованию транспортных средств», сообщает издание «Економічна правда» со ссылкой на «Коммерсант-Украина». В министерстве отмечают, что проект утилизации автомобилей в Украине был разработан по поручению президента Виктора Януковича и сам документ не комментируют, однако начальник отдела экологической безопасности министерства Александр Посмитный отметил, что проект находится на начальной стадии разработки. «Мы сейчас просчитываем тариф по утилизации транспорта. Ведем по этому поводу диалог с ассоциацией «Укравтопром», – говорит он.
Средства для утилизации автомобилей в Украине предлагается направлять в специальный фонд, рассказал первоисточнику высокопоставленный источник в министерстве. «Сейчас мы прорабатываем два варианта: изымать эти средства в момент продажи автомобиля в салоне или в момент его выпуска заводом или импорта в страну», – говорит он. При этом утилизировать технику должны будут импортеры и производители автомобилей самостоятельно или подписав договор с уполномоченными предприятиями, которые подчиняются Кабмину или другим субъектам хозяйствования, которые имеют соответствующее оборудование и мощности.
Сейчас обсуждается ставка в 0,7 гривны за кубический сантиметр рабочего объема цилиндра двигателя легкового автомобиля. То есть сбор, например, за автомобиль массового сегмента (объем двигателя 1000-2200 куб. cм) составит 0,7-1,5 тыс. гривен.
Сейчас ежегодно в стране списывается около 100 тыс. автотранспортных средств, отмечается в сопроводительном документе к проекту. При этом надлежащего механизма их утилизации нет. В «Укравтопроме» подтверждают, что ведут переговоры с министерством, но считают, что введение сбора ухудшит положение производителей. «Налоговая нагрузка на производителей и без того не стимулирует развитие автопрома. Если введут еще дополнительный сбор, это может закончиться катастрофой», – предупреждает директор департамента маркетинга и промышленного анализа «Укравтопрома» Георгий Овсянников. «Если государство нагружает производителя дополнительными налоговыми сборами, это негативно отражается и на заводе, и на потребителях», – говорит председатель правления Запорожского автозавода Николай Евдокименко.
Против введения сбора выступают и импортеры. По их мнению, его введение не окажет значительного влияния на продажи, но заставит потребителей платить больше. «В Украине и так слабая покупательная способность населения, и введение дополнительных сборов опять ляжет на плечи потребителей. Скорее всего, это способ пополнить бюджет за счет автопрома. Украине необходимо обновлять парк автомобилей, так как его средний возраст составляет 18 лет (для сравнения, в ЕС – 8,5 лет, США – 9,2 лет, РФ – 12,9 лет – данные «Укравтопрома»), но такие меры правительства не позволят улучшить ситуацию», – уверена генеральный директор «Авто Интернешнл» Елена Дунина. По ее мнению, в нынешнем виде к документу есть вопросы относительно целевого использования средств. «В странах, где развит или активно развивается автопром, потребителей стимулируют покупать новые автомобили, вводя высокие налоги на использование автомобилей, подлежащих утилизации», – говорит Дунина.
Напомним, недавно в Министерстве экономического развития и торговли заявили о необходимости ввести на три года специальную пошлину на ввоз автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта.