Российские власти обяжут всех автопроизводителей платить утилизационный сбор, как это сейчас делают импортеры.
Однако компании, работающие в режиме «промсборки» по соглашениям с правительством России, грозят сократить инвестиции в местное производство. Если новые правила приведут к существенному повышению расходов на производство, Renault может сократить инвестиции в Россию – в рамках проектов на площадках группы «АвтоВАЗ», ЗиЛа и завода «Автофрамос», заявили газете «Ведомости» в компании компании. В Volkswagen Group Rus также опасаются, что взимание сбора и за произведенные в России автомобили «ощутимо отразится» на рентабельности производства. Система утилизации должна базироваться на рыночных принципах, а не находиться в ведении государства, считают в Volkswagen. По оценкам экспертов, при отсутствии компенсаций за взимание сбора рентабельность продаж отечественных автопроизводителей может сократиться на 2-3%.
Как отмечают аналитики, ликвидация механизма гарантий по утилизации выпускаемых автомобилей ударит, прежде всего, по бюджетному сегменту. Доля бюджетных легковых автомобилей стоимостью до 500 тысяч рублей на рынке составляет 37%, и в этом сегменте повышение цен на 20 тысяч рублей (не менее 4%) воспринимается потребителями наиболее болезненно, предупреждают эксперты.
Впрочем, в российском правительстве уже начали работу над тем, чтобы компенсировать ухудшение условий, которое грозит автопроизводителям, работающим в режиме «промсборки». Как сообщил министр экономического развития России Андрей Белоусов, подобный прецедент уже случился после присоединения России к ВТО – когда были введены пошлины на автокомпоненты, приняли специальный закон, гарантирующий тем, кто работает в режиме промышленной сборки, повышение субсидий в объеме выпадающих доходов. Примерно то же самое можно сделать и сейчас для действующих проектов по промышленной сборке автомобилей, сказал Белоусов.
Напомним, утилизационный сбор был введен в России 1 сентября 2012 года. Базовая ставка для легковых автомобилей – 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тысяч рублей. Его должны платить импортеры, а российские производители могли предоставить гарантию утилизации машин. Гарантии по утилизации выпускаемых автомобилей в России предоставляют 340 компаний, они должны были создать сеть пунктов приема автомобилей во всех регионах (как правило, они появились на базе собственных дилеров или партнеров) и заключить договоры с утилизаторами. Сбор нивелировал снижение пошлин на автомобили после вступления России в ВТО – в прошлом году они уже снизились на все легковые машины с 30 до 25%, а к 2019 году опустятся до 15% для новых и до 20% для автомобилей возрастом 3-7 лет.