Утилизационный сбор на автомобили в России, который послужил поводом для введения аналогичного налога и в Украине, является временной мерой.
Об этом заявил первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, отметив, что отмена утилизационного сбора возможна в том случае, если машинами в России будут пользоваться не более 3-5 лет, а затем утилизировать их, либо эта услуга будет оплачиваться еще при покупке автомобиля.
В качестве примера чиновник привел Японию, где, по его словам, все делается для того, чтобы вывести автомобили с рынка после трех лет эксплуатации. При этом вице-премьер признал, что в настоящий момент Россия далека от таких условий – российский рынок еще не насыщен транспортом.
Утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили начал действовать в России с 1 сентября 2012 года и призван компенсировать снижение импортных пошлин на машины, чего требуют правила ВТО. Базовая ставка за новый легковой автомобиль может составить 20 тысяч – 45 тысяч рублей, за грузовую – в зависимости от категории от 150 тысяч до 400 тысяч рублей. Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей (не более 10 пассажирских мест, масса не более 3 т, объем двигателя не более 1,3 л) составит 0,5, т. е. величина сбора составит 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 л – 1, а свыше 3,5 л – 3,5.
Между тем, Украина также намерена ввести утилизационный сбор с импортных автомобилей после неудачной попытки добиться отмены аналогичных мер против своей продукции в России. В Минэкологии предложили избавить от этого сбора только отечественных производителей, что, по мнению импортеров, грозит стране разбирательством в органах ВТО. При этом на позицию России правительству Украины также не удастся повлиять этим решением – доля украинского рынка в поставках российских автопроизводителей незначительна.