Напомним, что Ассоциация «Укравтопром» обратилась с заявлением в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины о возбуждении и проведении спецрасследования по импорту в Украину легковых автомобилей с объемом двигателя более 1000 куб. см и до 2200 куб. см, которые классифицируются согласно УКТ ВЭД по кодам 8703221000 и 8703231910.
«Результатом такого расследование может стать введение спецпошлины 34%, что в сумме с НДС приведет к 40%-ому подорожанию иномарок для рядового покупателя, – говорит Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. «Преценденты в Украине уже были, аналогичным образом с 2001 по 2006 год против российских автомобилей уже действовала сначала спецпошлина, а затем квотирование. К чему это привело, также известно».
«У отечественных автосборщиков за последние 12 лет было много льгот и преференций (высокие пошлины, акцизы, квотирование, льготы по налогам), которые давали им возможность развиваться. Государство должно в первую очередь защищать своих граждан, заботится об их интересах. Но Ассоциация «Укравтопром» не прекращает попыток заставить граждан Украины ездить автомобилях, которые не соответствуют экологическим стандартам, принятым в цивилизованных странах. (В Европе уже действует стандарт Евро-5, а у нас едва согласились на Евро-2)», – отмечает Олег Назаренко.
Да и факты, которыми оперирует «Укравтопром» в ВААИД считают надуманными. Формальным поводом для спецрасследования в ассоциации называют значительное увеличение соотношения между импортом и собственным производством, и как следствие – стремительное падение продаж на внутреннем рынке, что привело к резкому сокращению объемов производства, численности работающих и значительному ухудшению финансово-экономического состояния предприятий, Информирует www.autoconsulting.com.ua
В ВААИД в ответ приводят данные Госкомстата и Гостамслужбы. Производство легковых автомобилей в Украине сначала упало с 402 тыс. единиц в 2008 году до 65,7 тыс. единиц в 2009 году, но затем выросло до 75,3 тыс. автомобилей в 2010 году и продолжает расти (рост почти на 10 тыс. авто). За это же время продажи новых автомобилей снизились с 623252 шт. в 2008 рогу до 162291 шт. в 2009 году, а в 2010 году выросли всего на 304 единицы до 162595 шт.
За 4 месяца 2011 года ситуация в автопроме стала еще лучше, собрано 28964 шт. легковых автомобилей (рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил 90% – 15270 шт. За это же время, в Украине продано 60391 новых легковых авто (рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил всего 45%, что ровно в 2 раза меньше показателей роста производства). Если разобраться по заводам, то за 4 месяца 2011 года показатели производства легковых автомобилей в сравнении с аналогичным периодом 2010 года на ЗАЗе составили 238% с 7642 шт. до 18163 шт.; на «Еврокаре» – 213% с 1464 шт. до 3124 шт.; на «Богдане» – 129% с 4518 шт. до 6828 шт. Так, где же спад?
Не выдерживает критики и аргумент об ухудшении финансово-экономического положения. Согласно официальной информации Госстатистики доход (выручка от реализации продукции) при производстве автомобилей составил в 2008 роду – 3.007.274,8 млн. грн., в 2009 году 2.652.028,8 млн. грн., а валовая прибыль составила в 2008 году – 350474,1 млн. грн., в 2009 году – 293715,2 млн. грн. и это при катастрофическом спаде рынка.
По словам Гендиректора ВААИД: «Минэкономики уже два раза отказало «Укравтопрому» в возбуждении спецрасследования, признав их доводы относительно значительного увеличения соотношения между импортом и собственным производством и стремительного падения продаж на внутреннем рынке недостаточными и необоснованными».
В случае, если расследование все же начнется, ВААИД готова доказать, что оснований для проведения расследования и введения пошлины нет, а все аргументы «Укравтопрома» – надуманы. В худшем случае, инициативы «Укравтопрома» могут привести к 40%-ому росту цен на иномарки, и у потребителя просто отнимут право выбора, – считает Олег Назаренко. Последствия такого решения для Украины могут быть катастрофичными, так как будут затронуты интересы, как России, так и ЕС, а накануне стратегических переговоров могут быть расценены как недружественные шаги.
«Да и сами автомобилисты вряд ли согласятся с таким необоснованным ростом цен и могут выйти на стихийные акции протеста, как это уже было при попытках поднять транспортный сбор», – предупреждает Гендиректор ВААИД.