«УкрАвто» сворачивает производство в Польше?
Такое заявление сделала руководитель департамента маркетинга «УкрАвто» Ирина Михалева, информирует biz.liga.net, комментируя информацию польских СМИ о возможной остановке производства на заводе FSO и увольнениях работников с марта 2011 года.
«В условиях, когда правительства всех европейских стран систематично и массированно поддерживают автомобильных производителей, а правительство Польши занимает другую позицию, говорить о том, что такой сценарий невозможен (закрытие завода в 2011 году, – ред.) было бы слишком самонадеянно. Польша не сделала выбора в пользу сохранения автомобильного производства», – отметила И.Михалева.
Также И.Михалева подтвердила информацию о сокращении персонала на предприятии. По ее словам, причиной предусмотренных групповых увольнений является приостановка с марта 2011 года производства заводом автомобиля Chevrolet Aveo. При этом всем уволенным работникам обещают дополнительное денежное пособие.
Она добавила, что правление общества ведет переговоры с несколькими предприятиями в области автопрома по вопросу размещения ими на FSO производства новых моделей автомобилей, при этом не уточнила о каких именно компаниях идет речь.
Аналитики считают, что возможным решением для предприятия станет поиск новых соинвесторов. В частности, заинтересованность на участие в польском активе «УкрАвто» приписывали китайской автомобилестроительной компании Chery, с которой «УкрАвто» активно развивает сотрудничество в Украине.
По мнению экспертов, польский завод интересен для Chery с точки зрения его ориентации на европейский рынок. В то же время, в случае неудачи в поиске соинвестора FSO станет убыточным для «УкрАвто».
Также высказываются прогнозы о возможной продаже территории, на которой расположено производство, в случае если «УкрАвто» не сможет найти замену уходящему с конвейера Chevrolet Aveo. В этом случае за земельный участок в 100 гектаров, который находится в собственности FSO, украинская корпорация может выручить от $350 млн. до $1 млрд.
«Новости о том, что корпорация не смогла достичь договоренности с китайской Chery на производство одноименных автомобилей на мощностях FSO, что по сути было планом спасения завода, являются негативными для «УкрАвто», – отметил эксперт инвестиционной группы «Сократ» Константин Меселевский. – С другой стороны, остановка FSO поможет корпорации сократить расходы, а также получить дополнительные средства от продажи земельных участков».
Вместе с тем, по мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, потенциальное закрытие или продажа польского завода практически не скажется на рыночных позициях «УкрАвто».
По словам эксперта, избавившись от активов в Польше, корпорация вынуждена будет сконцентрироваться на развитии полномасштабного производства в Украине, вследствие чего в будущем с их стороны возможно лоббирование законодательных изменений, направленных на преференции для автопроизводителей, занимающихся мелкоузловой сборкой.
«Насколько мне известно, на варшавском заводе изготавливались кузова для Aveo, после чего они поставлялись в Украину, где собирались готовые автомобили. Однако в последнее время позиционирование «УкрАвто» сводилось к формированию в Украине полномасштабного производства, а в случае развития сценария по остановке польского завода, «УкрАвто» вынуждена будет переходить на полноценное производство в Запорожье», – пояснил О.Назаренко.
Кроме того, по мнению гендиректора ВААИД, корпорация рискует финансовыми потерями, в случае перепродажи завода. «УкрАвто» выкупило акции FSO за символическую сумму, но при этом им в наследство остались долги предприятия, которые не погашены, а только выкуплены, поэтому если у завода появится новый собственник он вынужден будет выкупать долги завода», – рассказал эксперт.
По данным польских СМИ, только в 2009 году убытки завода составили около $70 млн.