Украинцев готовят к очередному повышению цен на бензин
За подобными заявлениями просматривается заинтересованность в дестабилизации ситуации и желание торговцев импортным горючим переложить проблемы с больной головы на здоровую, а главное – снять с себя ответственность за происходящее на нефтерынке страны. Напоминаем, что после отмены пошлин на импортные нефтепродукты в мае 2005 года доля иностранного топлива на украинском рынке выросла почти в 6,5 раз. Массированный импорт из стран Таможенного союза, которые получают нефть для переработки без уплаты экспортной пошлины на нефть, обусловил упадок украинской нефтеперерабатывающей отрасли и загрузку мощностей отечественных НПЗ на уровне 20-30%.
Более половины рынка снабжается за счет импортных поставок, почти 80% которых приходится на страны Таможенного союза – в первую очередь Беларусь. Только 10% импортного топлива в Украину поставляется с высокотехнологичных предприятий Европы.
В ситуации неравной конкуренции с предприятиями Таможенного союза единственным путем выживания принадлежащего ТНК-ВР Лисичанского НПЗ стала давальческая переработка российской нефти, что позволило загрузить простаивавшие бы в противном случае мощности. Благодаря этому Лисичанский НПЗ сегодня работает в плановом режиме, выполняя долгосрочные контрактные обязательства перед своими партнерами. В июне 2011 года на мощностях завода планируется переработать свыше 455 тыс. тонн нефти, что почти в четыре раза превышает объем переработки в аналогичном периоде прошлого года.
В ТНК-ВР в Украине неоднократно публично подчеркивали, что импортная модель снабжения несет в себе большие риски. В частности, чрезмерная зависимость страны от импорта нефтепродуктов может приводить к перебоям с поставками горючего, возникновению дефицита топлива и неконтролируемому росту цен. Большинство импортеров, в отличие от НПЗ, не практикуют создание сколь-либо значимых запасов для снабжения рынка в случае резкого прекращения поставок или планового ремонта какого-либо завода-импортера нефтепродуктов в Украину. Поэтому сегодня мы наблюдаем всю ущербность существующей модели наполнения украинского рынка.
Кризис в экономике Беларуси, девальвация национальной валюты и введение ограничений на экспорт топлива за пределы этой страны обусловили резкое сокращение поставок высокооктанового бензина на украинский рынок. Так, в мае по сравнению с апрелем объемы поставок топлива А-95 из Беларуси уменьшились в 16,5 раз до 1625 тонн. Ситуация осложняется остановкой на ремонт крупнейшего завода этой страны – Мозырского НПЗ.
В связи с нехваткой белорусского ресурса ряд трейдеров переориентировались на поставки более дорогих нефтепродуктов с юга Европы, и их желание сохранить привычный уровень маржи за счет повышения цены на внутреннем рынке вполне понятно. Непонятно другое: почему в условиях полностью открытого рынка вообще обсуждается вопрос об остатках топлива на украинских НПЗ, но при этом остается без внимания анализ остатков топлива у импортеров и причины, по которым топливо не ввозится в страну.
В контексте вышесказанного расцениваем транслируемые отдельными экспертами сведения о сокращении запасов НПЗ как сознательную информационную провокацию. Очевидно, что ее организаторы рассчитывают посеять панику среди водителей, следствием чего может стать спекулятивное увеличение цен на топливо. Вся ответственность за подобное развитие событий лежит на инициаторах подобных заявлений.