Кабинет Министров планирует ликвидировать «лазейки» в законодательстве по налогообложению грузопассажирских автомобилей, которые в последнее время массово растамаживают как грузовые, тем самым экономя на акцизном сборе.
Также рассматривается и возможность вывести автомобили из-под действия Межправительственного соглашения между Украиной и Россией и так называемого Ашхабатского Соглашения. Это будет означать автоматическое появление пошлины на автомобили из России.
В случае такого шага украинских властей пошлина 10% появится не только на автомобили Lada и УАЗ, а также на всех иномарках, поставляемых в Украину с российских автозаводов. На сегодня это такие автомобили: Volkswagen Polo, Hyundai Accent, Kia Rio, Renault Logan. В последствии к ним могли добавиться и автомобили Ford, Toyota, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Nissan, General Motors и др., чьи предприятия сейчас либо уже построены в России, либо находятся на завершающей стадии. Грозит пошлина и узбекским Daewoo.
Фактически, это будет означать, что украинский и российский авторынки будут развиваться автономно и никаких приоритетов поставлять авто из России в Украину и обратно уже не будет. Налогообложение будет на уровне других стран.
Но в свою очередь, решение вывести автомобили из-под действия Межправительственного соглашения между Украиной и Россией и так называемого Ашхабатского Соглашения скажется и на рынках сбыта для украинских автозаводов, в частности для «ЗАЗа» и «Богдана», которые поставляют автомобили в Россию и также не облагаются пошлиной. В случае появления пошлин на украинские автомобили (а в России величина пошлины намного больше, чем в Украине), автомобили лишатся российского рынка и будут вынуждены либо развивать проекты по локализации своих автомобилей в России, либо импортировать автомобили на общих основаниях.
Отметим, что не получив взамен доступа на европейский рынок, фактически украинские автозаводы будут законсервированы на украинском рынке, для которого существующие мощности пока избыточны. Украинские автозаводы вынуждены будут искать другие внешние рынки, либо сокращать объемы производства.
Для российских автозаводов потеря украинского рынка сбыта не так критична, так как они могут поставлять авто на растущий и емкий рынок России, а также в Казахстан и другие страны СНГ.
Украинские поставки для российских автозаводов пока лишь приятный бонус, а никак не определяющее направление деятельности. К тому же, украинское законодательство в области автопроизводства очень лояльное, и зайти на рынок в обход пошлин можно даже через простую SKD-сборку, назвав это производством. В то же время, в России подобный ход не пройдет, и там автопроизводители получают льготы только под программу локализации в определенном временном интервале.