X

Свежий бориспольский букет

Автобусы нового поколения





На Бориспольском автозаводе, известном своими автобусами
«Эталон», недавно создана целая гамма машин нового поколения. Некоторые
из них, кроме сухих индексов, получили… романтические названия цветов.

Бориспольский автозавод
– молодое, динамично развивающееся предприятие. Он был образован около
года назад и уже спустя несколько месяцев, в октябре 2002 г. начал серийный
выпуск автобусов А-079 «Эталон». На сегодняшний день этих городских автобусов
малого класса изготовлено порядка двух сотен, и объем выпуска все нарастает.
В настоящее время он составляет 40 машин в месяц. Гордостью предприятия
является его Научно-технический центр, в котором работают около 70 высококвалифицированных
специалистов. Здесь под руководством главного конструктора Станислава
Владимировича Войткива идет большая работа по созданию новых, более совершенных
машин. Познакомимся с некоторыми из них.

Маршрутки и «Школярики»

Одна из бориспольских новинок – кстати, осенью она уже будет запущена
в серию, – автобус особо малого класса БАЗ-2215. В нем имеется 14 пассажирских
мест для сидения и 2 служебных – для водителя и кондуктора. Полная вместимость
– 18 человек. Основное назначение этой машины – работать в качестве маршрутного
такси в городах. Там, где сейчас используют в основном или «Газели», или
потрепанные иномарки такого же класса.

В чем же преимущества бориспольской новинки? Во-первых, у нее гораздо
более удобный вход и выход: пассажиру не нужно открывать дверь самому
– это сделает водитель со своего места. Во-вторых, салон достаточно просторный,
высокий и пассажирам не приходится сгибаться. В-третьих, удобные и комфортабельные
сиденья и хорошая обзорность – даже для едущих стоя.

В конструкции шасси использованы передняя подвеска и задний мост от
«Газели». Что касается двигателя, то здесь, как говорится, возможны варианты.
Первый – российские моторы: бензиновый ЗМЗ-406 или дизельный ЗМЗ-514.
Второй вариант – польский дизель Andoria, который, как известно, производится
по лицензии английской фирмы Perkins. И, наконец, третий – хорошо известный
у нас турбодизель Iveco, который собирают на украинском заводе «Мотор
Сич».

В рамках государственной программы «Школьный автобус», утвержденной нашим
Кабмином, создана модификация БАЗ-2215 шк, получившая имя «Школярик».
На ней установлены сиденья, специально приспособленные для перевозки детей
и снабженные двухточечными ремнями безопасности. Имеются подставки для
школьных сумок, дополнительные поручни и т. д.

Еще одна новинка бориспольцев – машина несколько большая по размеру
– городской автобус малого класса БАЗ-3240. Как и «младший брат» БАЗ-2215,
он также может использоваться в качестве маршрутного такси. Общая вместимость
у него побольше – 30 пассажиров, но число сидячих мест даже уменьшилось
– их 13, не считая водительского.

На БАЗ-3240 стоит турбодизель Iveco в 103 л.с.

Впрочем, БАЗ-3240 – это не только городской автобус. По замыслу конструкторов
его кузов без сидений (так называемую «пустышку») можно использовать как
базу для различных специальных машин.

Стартуют заднемоторные

Как известно, одна из важных проблем, которую приходится решать конструкторам
автобусов, – это шум в салоне. Если двигатель расположен в передней части
шасси, как, например, в бориспольском первенце А-079, то задача решается
за счет применения различных средств звукоизоляции. Но есть и более радикальное
решение: перенести двигатель в заднюю часть машины.

Именно поэтому, второму пути и пошли конструкторы БАЗа, создавая новое
перспективное семейство автобусов, призванное заменить машины А-079.

На этих моделях монтируется индийский двигатель Tata 697 (лицензия Mercedes-Benz)
– турбодизель в 130 л.с. Возможна установка и двигателя Iveco 8040.45
типа Euro 2. Для передачи крутящего момента от силового агрегата на задние
ведущие колеса применен небольшой карданный вал оригинальной конструкции.

Характерными особенностями машин нового поколения являются также несущий
каркасный кузов и пневматическая подвеска всех колес, которая позволяет
автобусу «приседать» на остановке практически до уровня бровки тротуара
(150-180 мм от земли). Более того, он может даже наклоняться в сторону
посадки. Это заметно облегчает вход и выход пассажиров.

Кузов машины имеет современный, эффектный дизайн. Стекла, разумеется,
вклеенные.

Городская версия новой машины получила название «Пролисок» – вероятно,
потому, что Бориспольский автозавод находится в пгт Пролиски (Киевская
обл.) Автобус изготовлен в двух модификациях. У модели БАЗ-3201 в салоне
15 мест для пассажиров, а полная вместимость составляет 35 человек. У
БАЗ-3202, которая длиннее на 30 см, добавилось еще одно кресло, а общая
вместимость выросла до 38 пассажиров. У первой машины – одна широкая пассажирская
двухстворчатая дверь, расположенная посередине базы. У второй две двери:
одна в передней части, другая – в задней.

Туристическая версия, БАЗ-3203 «Эдельвейс», имея те же базовые узлы,
несколько отличается дизайном, а также внутренней планировкой. Для посадки
служит одна пассажирская дверь в передней части кузова, с пневмоприводом.
Вторая дверь – аварийная, с ручным приводом. В салоне 18 комфортабельных
кресел, которые регулируются не только по наклону спинки, но и по расстоянию
между двумя соседними. Общий объем багажных отсеков составляет 3,2 кубометра.
По заказу на мини-лайнер можно будет установить кондиционер, видео- и
аудиосистемы, холодильник, кофеварку и т. п.

Современный туристический автобус – удовольствие достаточно дорогое:
зарубежные машины подобного класса стоят порядка 150 тыс. долларов. Бориспольские
конструкторы постарались максимально удешевить шасси, но в то же время
не поскупились на комфорт.

В итоге ориентировочная стоимость их машины со всеми «наворотами» не
должна превышать 50 тыс. у. е.

Работают на Бориспольском автозаводе и еще над одной интересной моделью,
совместно с Минсоцтруда. Дело в том, что у нас, к сожалению, не выпускаются
транспортные средства для перевозки групп инвалидов. Назрела потребность
в создании машины, в салон которой они могли бы заезжать в своих колясках.
Для такого автобуса пневматическая подвеска, позволяющая опускать кузов
до уровня тротуара, будет очень кстати.

Кроме того, заднемоторные машины нового поколения на заводе рассматривают
как хорошую базу для передвижных рентгенкабинетов, лабораторий, передвижных
телевизионных станций (ПТС) и многого другого.

Леонид Гоголев
Фото автора