Станут ли автокредиты дороже?
По информации AUTO-Consulting, доля кредитных автомобилей в 2010 году была чуть больше 11%, в нынешнем – она уже достигла 20%. Правда, это все равно вдвое меньше, чем в докризисном 2008-м. Тогда в общем объеме продаж кредитные автомобили занимали более 40%. Теоретически, 2011-й можно было бы назвать годом возрождения автомобильного кредитования, но сегодняшняя ситуация на этом рынке ставит такое утверждение под сомнение.
Как сообщил директор департамента организации работы с частными клиентами АО «Астра Банк» Виталий Жихарцев, ежемесячно с начала 2011 года спрос на автокредиты со стороны населения рос на 10-15 %. По итогам января 2011 года в кредит было приобретено 13% автомобилей, в апреле – уже почти 16%, в сентябре – 19%. По сравнению с 2010 годом в текущем году рынок автокредитования расширился: увеличилось количество банков, предлагающих автокредитование. Как следствие, возросла конкуренция, улучшились условия.
В «ВТБ Банке» осенью, количество выданных кредитов (по сравнению с летом) увеличилось больше, чем на 10%. Как сообщил руководитель группы менеджеров по автокредитованию ПАО «ВТБ Банк» Константин Синельниченко, средний показатель в летний период – около 450 автокредитов. За 2 месяца осени ежемесячно выдается около 500 таких займов. То есть рост составил больше 10%.
Однако в других банках наблюдались и иные тенденции. Начальник управления массового рынка UniCredit Bank, ПАО «Укрсоцбанк» Любовь Сыроватская рассказала, что к середине осени по сравнению с летним периодом количество автомобильных кредитов немного уменьшилось. Это результат неопределенности на ресурсном рынке и кратковременной паники в банковским секторе. По ее мнению, в ближайшее время ситуация с автокредитованием должна стабилизироваться.
Факты пока не свидетельствуют о начале стабилизации. В октябре, доля кредитных автомобилей в общих продажах сократилась. Уменьшились и общие объемы продаж. Причем, на охлаждение рынка автокредитования повлияла вовсе не близость зимы. Помимо общей финансовой нестабильности негативную роль сыграло повышение кредитных ставок некоторыми банками. В частности, в октябре «ВТБ Банк» незначительно увеличил процентные ставки, в среднем на 0,5 процентных пункта. Константин Синельниченко сообщил, что данное повышение ставок было связано с конъюнктурой рынка.
По словам Виталий Жихарцев, зимой и весной 2011 года ставки по программам кредитования на приобретение автомобилей медленно снижались. Достигнув летом докризисного уровня в 15-16% годовых в гривнах, они стабилизировались. Однако в октябре ставки по автокредитам начали повышаться. Ожидается, что в течение ноября ставки по автокредитам вырастут на 1-2 %. Рост ставок по программам автокредитования будет наблюдаться, по крайней мере, до конца текущего года, прогнозирует Виталий Жихарцев.
Любовь Сыроватская считает, что сейчас ситуация такова, что банки вынуждены поднимать процентные ставки по автокредитам в связи с повышением стоимости ресурсов. Некоторые банки лимитируют свои кредитные операции, что может повлиять на ужесточение условий выдачи кредитов. Средний рост эффективных ставок сейчас составляет не более 1%, что, по ее мнению, не существенно для рынка в целом.
Увеличение кредитных ставок банкиры намерены компенсировать упрощением процедуры выдачи кредитов. Как сообщил Константин Синельниченко, «ВТБ Банк» работает над упрощением процессов принятия решений по автокредитам и их оформлению. Например, по продукту «Автолайт», который позволяет принять решение без пакета документов, заявку можно оформить через информационно-справочный центр Банка. Летом была запущена облегченная процедура для тех, кто делает первый взнос более 30%. Она позволяет принимать решение в течение 30-40 минут (если, конечно, к финансовому состоянию заемщика нет вопросов). С сентября «ВТБ Банк» усовершенствовал автоматизированную систему принятия решений, что позволило сократить сроки принятия решений до 1-2 часов.
Получается, что упрощение процедуры кредитования, которого так хотят клиенты, оборачивается увеличением ставок по кредитам. Так банки страхуют свои повышенные риски. И если упрощенная система выдачи кредитов без бумажной волокиты клиентам по душе, то увеличение ставок – однозначно нет. Поэтому, ситуацией могут воспользоваться те банки, которые хотят привлечь дополнительных клиентов. В частности, как сообщил директор департамента организации работы с частными клиентами АО «Астра Банк» Виталий Жихарцев, в ноябре банк планирует значительное увеличение кредитных продаж за счет повышения конкурентами процентных ставок и ухода с рынка автокредитования нескольких банков.
Что же покупают украинцы на кредитные деньги? По информации «ВТБ Банка», самыми популярными автомобилями были и остаются ВАЗы и авто среднего класса. Ценовой диапазон от 50 до 150 тыс. грн.
Как свидетельствуют данные, полученные в «Автра Банке», клиенты наиболее часто берут здесь кредиты на приобретение автомобилей в ценовом сегменте 80-120 тысяч гривен. Средняя сумма автокредита составляет 90 тыс. грн.
В «Укрсоцбанке» наибольшим спросом также пользуются кредиты на недорогие автомобили.
Исходя из этого, можно предположить, что для людей, которые берут эти кредиты, значение имеет каждая копеечка. И даже незначительное повышение кредитных ставок способно стать для них тем психологическим (и финансовым) барьером, который они не смогут преодолеть. В результате, количество выдаваемых кредитов начнет сокращаться пропорционально росту ставок.
Такой прогноз подтверждают в «Астра Банке». По словам Виталия Жихарцева, учитывая то, что процентные ставки начали расти, банки стали ужесточать требования к заемщикам, а отдельные финансовые учреждения – даже закрывать программы автокредитования. Соответственно, количество кредитных продаж однозначно расти не будет. По прогнозам «Астра Банка» доля кредитных продаж в ноябре-декабре не превысит 20% от общего объема проданных автомобилей. В октябре она составила около 19,5%.
Любовь Сыроватская рассказа, что для рынка автокредитования ноябрь может стать переходным периодом, который даст ответы на многие вопросы, и определит тенденции, которые станут превалировать на рынке автокредитования к концу года и в ближайшем будущем.
Пока можно констатировать, что, не смотря на временное сокращение количества покупателей, спрос на автомобили есть. Но как долго он продлится при таких условиях, пока не ясно.