X

Электромобильная отрасль оказалась под угрозой

Страны, добывающие нужные для электрокаров минералы, начали шантажировать автопроизводителей. Чем закончится этот кризис – удорожанием авто на электротяге или игнорированием шантажистов?

Представьте: у вас есть что-то такое, чего больше ни у кого нет. При этом, данное нечто очень нужно всем остальным. Как думаете – будет ли у вас соблазн постоянно повышать цены на такой значимый продукт?

Именно такая ситуация сейчас остро возникла на рынке полезных ископаемых, в которых нуждаются производители электрокаров. Страны, где добываются требуемые минералы, шантажируют остальной мир резким поднятием цен, а эксперты говорят о кризисе электромобильной отрасли. Устоит ли она против шантажа?

Читайте також:
Сколько будут стоить аккумуляторы для электромобилей в скором будущем

Электрические войны

Как известно, главными поставщиками сырья для производства литий-ионных аккумуляторов и электрокаров являются Китай и бедные страны Центральной и Южной Африки. Поднебесная поставляет литий и вольфрам, самый дорогой элемент – кобальт, добывается в Демократической Республике Конго (ДРК). Замбия снабжает мир медью, а Танзания – никелем.

Добыча кобальта в Конго

С началом эры литий-ионных аккумуляторов, эти государства уже неоднократно взвинчивали цены на экспортируемую продукцию, осознавая, что в их руках находятся «тузы», без которых производство электромобилей невозможно. И вот сейчас они вновь решили повысить цены на добываемые металлы, чем закономерно вызвали негодование производителей авто на электротяге.

На прошлой неделе представители некоторых африканских стран с одной стороны, и посланники крупнейших западных и европейских горнодобывающих компаний – с другой, встретились на конференции Mind Indaba в Кейптауне (ЮАР), чтобы обсудить сложившийся кризис.

Замбийская делегация

Но, Конго и Танзания своих представителей не прислали, и стороны так и не сумели достигнуть компромисса.

Их экономическое противостояние ставит под угрозу мировой электромобильный рынок. Ведь, там, где у Конго, Замбии и Танзании наблюдаются просто «хотелки», у производителей батарей – безвыходная ситуация. Они и так вынуждены продавать электромобили по высокой цене. Из-за этого авто на электротяге пока слишком дОроги для многих граждан. Рынок требует снижения цены на «зеленые» авто, а тут вместо падения стоимости на сырье, намечается новый подъем.

Читайте також:
Daimler и Bosch объединяют усилия для производства электромоторов

Почему так дорого? Очень деньги нужны!

Дело в том, что на производство проводки для одного легкового электромобиля идет в 10 раз больше меди, чем на авто на ДВС – 84 кг против 8 кг. А на электрифицированный автобус и вовсе 363 кг меди.

Совсем недавно Замбия без особых объяснений уже подняла пошлину на экспорт меди на 5%. А сейчас хочет поднять еще на 10%. Если это случится, то стоимость тонны меди на мировых рынках подскочит с $6200 до $7500.

Танзания тоже выкручивает руки, требуя от крупных горнодобывающих компаний вливания около $200 млрд. в бюджет страны. Те не понимают, зачем это делать, считая, что правительство страны опять куда-то профукает деньги.

А с Конго и вовсе беда – его правительство, думая, что мир без кобальта не обойдется, накручивает цены на редкоземельный металл до небес. Только в 2017 году стоимость тонны кобальта выросла на 80%. И это при том, что в ДРК кобальт добывается вручную, с привлечением детского труда. Сколько бы правительство не получало выручки от продажи металла, она утекает куда-то в песок, никак не сказываясь ни на благосостоянии граждан, ни на качестве добычи минерала.

Читайте також:
Прощай, литий! Твердотельные батареи для электромобилей уже изобретены

Шантаж не пройдет?

А вот у зажиточных государств эти потуги Африки вызывают зубную боль. Ведь Европа и Запад в ближайшие десятилетия запланировали перевести свой мир на «зеленые рельсы». Поэтому, крупные автопроизводители вынуждены постоянно внедрять новые технологии, чтобы идти в ногу с требованиями топливной эффективности и экологичности.

Повышение цен на сырье для инновационных продуктов никак не вписывается в эти планы. Поэтому, выслушав речь президента Ганы (страны, второй по добыче золота в Африке), сказавшего «народ Африки не должен быть беднее, чем западные страны!», они начали смотреть, где бы найти нужные им элементы в других местах. Не желая быть шантажируемыми, крупные горнодобывающие компании решили, что проще вложить деньги в разведку полезных ископаемых где-нибудь на других материках. А также быстрыми темпами развивают технологии, в которых редкоземельных металлов будет минимум.

Кобальт нашли в Кобальте

Весьма вероятно, именно Тесла сможет стать первым производителем, кто начнет выпускать электромобили без применения «кровавого минерала» (так называют кобальт). Илон Маск уже пообещал, что в следующем поколении его электрокаров кобальта не будет вовсе.

Кое-кто из экспертов считает, что Маск храбрится, а на самом деле не сможет обходиться без редкоземельного металла. Но есть основание думать – ему это удастся.

Совершенно ясно – сам по себе кобальт не является проблемой. Проблема – это страны его добычи, где долгими годами ведутся военные конфликты и затяжные политические кризисы.

Город Кобальт

Но, недавно стало известно – Tesla ведет переговоры с несколькими компаниями, которые в ближайшее время собираются начать добычу кобальта в канадском городке под названием…Кобальт. Судя по просачивающейся в прессу информации, в этом некогда славящемся добычей серебра местечке, были найдены большие запасы кобальта. И это не единственное месторождение минерала в Канаде. В 2018 году геологи открыли на территории страны несколько богатых жил. И это вам не Конго! В Канаде добычу кобальта автоматизируют, сделают дешевой и экономичной. И тогда тем странам, кто чувствовал себя вольготно, и шантажировал остальной мир, придется не сладко. Ведь в случае с научно-техническим прогрессом, шантаж обычно становится стимулом для новых открытий.