С 1 января 2016 года отпадет необходимость в сертификации новых автомобилей, у которых есть сертификаты, признанные ЕС.
В 2000 году Украина присоединилась к Женевскому соглашению ООН по автотранспорту 1958 года, которое определяет единые требования по безопасности и принципы взаимного признания типа транспортного средства, чтобы каждая страна не перепроверяла автомобили самостоятельно. Верховная Рада ратифицировала соглашение. Но для того, чтобы соглашение заработало, нужно было приянть еще несколько подзаконных актов.
В 2011 году Постанова КМУ 738 поручила в двухмесячный срок разработать и утвердить план перехода к системе сертификации согласно требованиям Женевского соглашения. Но и этого не случилось. «На прошлой неделе это позорное состояние, наконец, закончилось, – говорит в своей ленте на Facebook заместитель министра экономического развития и торговли Украины. – Был подписан совместный со стороны МинЭкономики и МинИнфраструктуры план перехода до 01.01.16, а также в его рамках МинЭкономики приняло приказ 451, который отменяет обязательную сертификацию новых автомобилей в стране».
Что это означает? Автопроизводитель получает сертификат типа на свой автомобиль. Для этого он проводит проверки, краш-тесты и т.д. Потом каждый автомобиль, который сходит с конвейера, получает копию этого сертификата и уезжает к покупателю. Если он уезжает в другую страну (в том числе, с 01.01.16 и в Украину) на границе импортер только показывает эту копию и не проводит «пересертификацию», когда за скромную или нескромную мзду новый Mercedes–Benz или Ford проходит дополнительную проверку. В наших реалиях, понятно, эта проверка часто представляет собой чистую формальность. Есть центры, которые проверяют по 200 разных машин в день, причем у них у всех абсолютно одинаковые показатели по результатам этих проверок.
В чем для нас преимущество?
Не нужно проводить пересертификацию в системе УкрСЕПРО и платить за нее. Принимается сертификат типа производителя, который получен на основе существенно более строгих проверок (45 параметров против 9-10 в Украине – это даже если предположить, что эти проверки у нас реально проводят). Украинские автопроизводители смогут оформлять у нас сертификаты типа на производимые модели, которые будут аналогично признаваться в Европе.
В общем, там есть еще немного техники по имплементации (мы же присоединяемся ко всему соглашению, надо назначить уполномоченные органы и прочую инфраструктуру с нашей стороны и т.д.), но уже скоро бессмысленная процедура пересертификации канет в лету. С чем всех нас и поздравляю!
Отечественная сертификация сохраняется для авто, у которых нет сертификата типа или он выдан на другой регион – касается гипотетических развалюх из Папуа-Новой-Гвинеи и американских машин с красными поворотниками, – пишет Максим Нефедов. Для украинских автомобилистов отмена сертификации может стать причиной некоторого (на 1-3 тысячи гривен) удешевления автомобилей, более оперативного появления новинок в нашей стране.