Согласно прогнозам специалистов, рынок легковых автомобилей может вырасти на 28% в 2010 году, а к 2014 году – выйти на показатели 2008 года.
Так, прогноз о том, что рынок легковых новых автомобилей в Украине в 2010 году может возрасти на 28% по сравнению с 2009 годом – почти до 230 тыс. ед., если в текущем году он составит около 180 тыс. ед. (на 71% меньше, чем в 2008 году) и с учетом дальнейшего ежегодного прироста превысить 1 млн. ед. в 2017 году, озвучила директор департамента маркетинга компании «Еврокар» Елена Кубышина в ходе Второй ежегодной конференции по развитию автоиндустрии Украины, информирует «Интерфакс-Украина».
По предварительным прогнозам маркетологов этой компании, в 2011 году рынок легковых автомобилей может прирасти на 52% по сравнению с 2010 годом – до 348,1 тыс. ед., в 2012 году – еще на 40%, до 489 тыс. ед., а в 2013 году с учетом 28%-го прироста достигнет показателей 2008 года – 624 тыс. ед. Затем динамика прироста замедлится, и в течение 2014-2017 гг. рынок, как ожидается, будет демонстрировать 13-17%-ный ежегодный прирост. Как отметила Кубышина, основными предпосылками развития авторынка в Украине станут несколько факторов.
В частности, к началу текущего года в Украине только 7% занимали новые автомобили «возрастом» до одного года, тогда как более 66% – автомобили старше восьми лет. Также в 2008 году в Украине на 1 тыс. жителей приходилось только 152 автомобиля (в 2007 году – 137), тогда как в других странах этот показатель существенно больше. Например, в России на 1 тыс. жителей в 2008 году приходилось 229 автомобилей. По прогнозу маркетологов «Еврокара», в 2017 году ожидается, что в Украине этот показатель достигнет 271 тыс. ед. Еще одним фактором, создающим предпосылки для роста авторынка, в компании считают численность населения Украины (в 2008 году оно составило 46,1 млн. чел.).
Вместе с тем Кубышина акцентировала внимание на том, что динамика авторынка во многом зависит от сценария развития ситуации, в том числе действий государства по защите автопроизводителя и стимулирования потребительского спроса, возобновления кредитования, колебаний курса валют. «Сегодня предполагается много различных сценариев, в том числе и то, что в 2010 году рынок автомобилей останется на уровне текущего года, а прирост начнется с 2011 года. Тогда можно говорить о том, что наш прогноз отодвигается на один год», – подвела итог директор департамента.
Анализируя сегодняшнюю ситуацию на авторынке, Кубышина напомнила, что по итогам января-сентября авторынок в Украине сократился на 74%, тогда как Европа продемонстрировала 7%-ное падение рынка. При этом если в 2008 году основной потребительский спрос приходился на ценовой сегмент $14 тыс. – $30 тыс., то в текущем он сместился в сторону дешевых автомобилей и авто стоимостью более $30 тыс.
В то же время в конце 2009 года отмечается тенденция возврата к прежнему диапазону. Она также отметила, что в структуре авторынка отмечается перераспределение сегментов в пользу вторичного рынка, доля которого в общей структуре постепенно растет и падение которого составляет 55%. При этом наибольшим спросом пользуются автомобили возрастом до 2 лет и от трех до пяти лет.
В целом же присутствовавшие на конференции эксперты автомобильного рынка Украины разошлись в оценках рынка автомобилей в текущем году и его динамики в следующем. В частности, по мнению главы набсовета ЗАО «Еврокар» Олега Боярина, в 2009 году рынок легковых автомобилей может составить 150 тыс. ед., а в 2010 году возрасти до 170 тыс. ед. В свою очередь, президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук считает, что в 2010 году рынок автотранспортных средств (с учетом грузовых авто и автобусов) не только не возрастет, но и сократится на 10-15% – до 140-150 тыс. ед.
В то же время эксперты сходятся во мнении, что рост авторынка в следующем году может быть небольшим и зависит от множества факторов, которые сегодня трудно спрогнозировать. Рынок легковых автомобилей в Украине, который в 2001 году составлял 71,2 тыс. ед., к 2008 году вырос до 542,33 тыс. ед., демонстрируя ежегодный прирост от 25% до 52%.